Первый экзамен сдан „на отлично“. Учения – сентябрь 1959 г.
В Журжево планировались ремонтные
работы на ВПП. Так нам объяснили перебазирование полка на летний период в Сещу.
Это, безусловно, способствовало решению стоявших задача, т.к. интенсивное
освоение новой техники в лагерных условиях шло более эффективно.
В берёзовой роще на краю аэродрома
раскинулся большой палаточный городок.Здесь же был обустроен«зал»под открытым небомс рядами длинных скамеек для совещаний и
просмотра кинофильмов. Вторник, четверг и суббота – лётные дни;понедельник, среда и пятница – дни
матчасти.Все были воодушевлены и
настроены на большую работу.Тон и
личный пример всему задавал командир дивизии Н.Ф.Зайцев.Командир полка Герой Советского Союза
Г.И.Богомазов, его заместители П.С.Щетина, Б.Я.Яковлев, С.Н.Троицкий, начальник штаба Востоков, замполит
Х.А.Епхиев, штурман полка Суворов (весной он сменил Н.Ф.Абрамова, ушедшего в
запас и успевшего переучить и допустить к полётам весь штурманский состав),
командиры эскадрилий В.М.Зюзиков, Беркутов, И.К.Горбунов (незадолго до этого
сменивший ушедшего в запас Трубицына), начальник ТЭЧЧернотицкий (сменивший Кичигина, уехавшего на
должность старшего инженера полка в Тулу,)- все они помнятся мне как умелые руководители полка и подразделений.
Заместитель командира полка Н.Г.Тарасов, освоив АН-12 лично и дав путёвку на
нём многим командирам, к лету 1959 года стал командиром сещенского полка.
Хочу вспомнить также
сохранившиеся в памяти имена инженеров полка по специальностям Николая
Васильевича Мацкевича (радио и РТО), Ю.Шейкина (РСО и РНО), (А.Костенича (ЭСО),
Астахова (по вооружению;он когда-то служил штурманом в 339 втап, потом закончил
ВВИА им. Жуковского и вернулся в полк инженером*), Мещерина
(самолёт и двигатели), старшего врача полка Каретникова, командира батальона
обслуживания Идзсковского и др.
И вот пришло время«показать»АН-12в деле, вывести его на«смотрины». Нам объявили, что в начале
сентября на Украине состоятся крупные учения Киевского, Прикарпатского и
Одесского военных округов, в которых примет участие наш полк. Готовились очень
тщательно.В течение нескольких дней
полк Ил-12 и полк Ли-2 доставляли в Сещу десантников.В назначенный день наш полк и 10 экипажей
сещенского полка забрали всех десантников, весь технический состав полка и
одним махом приземлились в Прилуках.Кроме того, захватили с собой несколько грузовых машин для собственных
нужд. В Прилуках тогда базировались Ту-16, местные авиаторы впервые увидели
АН-12 и с удивлением наблюдали, как из них выехали грузовики и повезли нас на
обед.И это не считая 2,5 тысячи
десантников. Разместились мыв
приготовленном для нас палаточном городке.
Начались учения. Сначала полк
(плюс 10 экипажей Н.Г.Тарасова) должен былперебросить посадочным способом части и подразделения мотострелковой
дивизии из Коломыи в Белую Церковь. После обеда мы перелетели из Прилук в
Коломыю и там заночевали, наслаждаясь воздухом и красотами Закарпатья. Вечером
были погружены пушки. Рано утром, в предрассветной дымке заняли в грузовом
отсеке места орудийные расчёты и другой личный состав сухопутчиков.Перелёт в Белую Церковь осуществлялся на
высоте 800 м.с интерваломпосадки40 сек., двигатели не выключались, выгружались расчёты и техника, и,
после посадки последней машины,первая(Н.Ф.Зайцев) выруливала на старт.Мы возвращались в Коломыю за второй
очередью.В Коломые выключали двигатели,
обедали, загружались подобно первому разуи также вновь в Белую Церковь. (Я везде говорю«мы»,т.к. технический состав
повсюду сопровождал экипажи. При перелётах все были обеспечены парашютами*).В Белой Церкви за действиями полка
наблюдал Министр Обороны Р.Я.Малиновский и другие высокие военачальники.
Действия полка были оценены очень высоко.
И всё-таки спустя 50 лет об одном
маленьком курьёзе, думаю, можно рассказать. Во время первого перелёта из
Коломыив Белую Церковь заместитель командира
3-ей АЭмайор Б.Н.Карликов не выдерживал
интервал и«наступал»напятки шедшему впереди И.К.Горбунову.Желая хоть немножко увеличить дистанцию, он продолжал маневрировать даже
на посадочном курсе.В результате
посадка была недопустимо грубой, и это заметил Министр Обороны и все
присутствующие.Уже после приземления
стрелок доложил Карликову, что трос антенны радиостанции РСБ-70, натянутый
между верхней точкой киля и носовой частью фюзеляжа, оборвался и обмотался
вокруг киля.Карликов тут же доложил на
КДП, что у него заклинен руль поворота, и получил команду зарулить на стоянку и
выключить двигатели. К самолёту срочно подъехал Н.С.Скрипко, которому Карликов
доложил, что оборвалась антенна изаклинила руль поворота.Наверное, так и было доложено Министру.Между тем, уже позднее при детальном анализе все специалистытихо сошлись на мнении, что обрыв антенны –
следствие, а не причина грубой посадки.Как бы то ни было, но в газете «Красная звезда» через несколько дней
появилась большая статья о том, как Карликов в сложной воздушной обстановке с
заклиненным рулём поворота посадил машину, на борту которой находились боевые
расчёты с техникой.А ещё через
некоторое время в Сещу прибыл первый зам. командующего ВТАГ.С.Счётчиков и вручилБ.Н.Карликову золотые часы от Министра
Обороны.
Вторая задача, которую выполнил полк
на учениях, это выброска десанта на площадке Дымер, недалеко от Белой Церкви.
Н.Ф.Зайцев, Г.И.Богомазов и Н.Г.Тарасов, насколько мне помнится, выбросили по
сто человекв два потока, а остальные -
в один поток по 60 человек. Зрелище было впечатляющее.Пролетая над площадкой десантирования и
бросив взгляд вниз, не верилось, чтовсе
они смогли разместитьсявсего лишь в 42
машинах АН-12.
Заработав отличную оценку, мы вернулись в Сещу, где находились до
середины ноября.В Витебск полк прилетел
строем, это был уже слётанный полк, сдавший экзамен на зрелость.