Суббота, 27-04-2024, 13:01

Меню сайта
 
самолеты
 
 
Самолет ТУ-4
 

 
ТУ-4
 
   
    
   К моменту готовности собственной атомной бомбы Советский Союз располагал только одним типом тяжелого бомбардировщика — Ту-4, история создания которого довольно необычна.
   Вторая Мировая война показала, что дальний высотный стратегический бомбардировщик нужен нашей стране, что сомнения и колебания в предвоенные годы относительно такого типа самолета, воплощенного тогда в ТБ-7 (Пе-8), были лишь временным явлением и жизнь опровергла их.
   Поэтому уже в начале 1945 года ОКБ А.Н. Туполева получило задание на проектирование такого четырехмоторного бомбардировщика. По реестру ОКБ это был проект "64".
   В середине 1945 года было начато проектирование, выполнены все расчеты и продувки моделей в ЦАГИ. Эскизный проект был представлен руководству ВВС и авиапромышленности. Но обстоятельства вскоре привели к свертыванию работ по этой машине. Дело в том, что в течение 1944 года на территории Советского Приморья в разное время совершили вынужденные посадки экипажи четырех американских B-29, участвовавших в налетах на Японию. Личный состав вернулся в Америку, а самолеты остались. После завершения войны в Европе о них вспомнили.
  Л. Берия, отвечавший за реализацию ядерной программы СССР, доложил И. Сталину, что есть возможность хорошо изучить американские бомбовозы и на их основе создать свой. Сталин, питавший к боевой авиации особую любовь, дал указание поручить все работы  А.Н. Туполеву   и в кратчайшие сроки скопировать B-29. Такой подход позволял быстро организовать серийный выпуск нового самолета. 6 июня 1945 года состоялось решение Государственного Комитета Обороны о постройке четырехмоторного бомбардировщика Б-4. С Дальнего Востока в Москву перегнали три В-29. Вскоре в ОКБ Туполева начали изучать выделенного для них Ведущим конструктором по этой машине назначили Д.С. Маркова.
   Ту-4 (такое обозначение Б-4 получил осенью 1947 года), созданный по типу B-29 и переданный в серийное производство в конце 1946 года, по конструкторскому решению, новизне примененных материалов и бортового оборудования произвел настоящую революцию в технологиях авиационной и смежных отраслях промышленности.
   Естественно, механически скопировать чужой самолет просто не возможно. Для этого надо, как минимум, обладать одинаковыми технологиями и оборудованием. До 90 % материалов, использованных при постройке самолета, до этого промышленностью Советского Союза не выпускалось. Поэтому, советским конструкторам и технологам пришлось идти своим путем. Однако, планер и подавляющее число систем самолета были заимствованы практически без изменений.
   Ту-4 — цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Конструктивно фюзеляж делился на пять разъемных частей. В его центральной части располагались два бомбоотсека с открывающимися створками. Все три кабины экипажа были герметизированы. Для перехода из передней кабины в среднюю имелся специальный лаз. Самолет оборудовался трехколесным шасси с носовым колесом.
   Силовая установка самолета состояла из четырех поршневых двигателей воздушного охлаждения АШ-73ТК, разработанных в ОКБ-19 А.Д. Швецова, и снабженных для полета на больших высотах двумя турбокомпрессорами каждый. На двигателях устанавливались четерехлопостные винты изменяемого в полете шага.
   Крыло большого удлинения, кессонное. В нем помещалось 22 мягких топливных бака с общим запасом бензина 20180 л. В случае необходимости выполнить длительный полет с меньшей бомбовой нагрузкой в переднем бомбоотсеке можно было подвесить три дополнительных бака с общим запасом бензина в 5300 кг. Каждый мотор обслуживался собственными топливной и масло системами. На самолете устанавливалось разнообразное радиосвязное, навигационное и радиолокационное оборудование, в том числе и панорамный радиолокатор с выдвижной антенной. Прицеливание можно было осуществлять как с помощью этого локатора, так и с помощью оптического прицела. Для контроля бомбометания имелись несколько фэрофотоаппаратов.
   Оборонительное вооружение самолета составляли 10 пушек Б-20Э или НС-23 в пяти башнях с дистанционным управлением. Причем всеми огневыми установками мог управлять один человек с любого места. Нормальный запас бомб составлял 6000 кг. Бомбардировщики-носители ядерного оружия (модификация Ту-4А) имели возможность брать по одной атомной бомбе. На этих машинах устанавливалась биологическая защита.
   Дальность полета Ту-4 достигала 5100 км, а скорость на высоте 10000 м — 558 км/ч. Эти показатели у советского бомбардировщика были несколько хуже чем у B-29.
   Внедрение в производство Ту-4 шло энергично и без задержек, чему в немалой степени способствовало внимание, уделяемое самим Сталиным. 19 мая 1947 года экипаж летчика Н. Рыбко совершил первый полет на первом серийном самолете. В августе этого же года три Б-4 приняли участие в воздушном параде, состоявшемся по случаю дня авиации Первые 20 машин применялись для всесторонних Государственных испытаний, длившихся почти два года, что позволило изжить выявленные дефекты. В этой работе приняли участие и летчики ВВС. 18 сентября 1947 в очередном полете на третьем серийном самолете возник пожар двигателя. Командир корабля А. Васильченко и бортинженер Н. Филизон, несмотря на отрыв двигателя, сумели посадить горящую машину в поле и потушить огонь. Самолет сильно обгорел и его решили не восстанавливать. В октябре во время перелета самолета №13 из Казани в Москву произошло возгорание сразу трех моторов. Экипаж смог совершить вынужденную посадку, но два члена экипажа погибли. Пока шли Государственные испытания, на казанском авиазаводе было развернуто полномасштабное серийное производство. К выпуску Ту-4 с 1947 года подключили и завод в Куйбышеве. К середине 1949 года было построено и испытано большое количество бомбардировщиков, но в строевые части ВВС их не поставляли, так как не был утвержден акт Госиспытаний. Его просто не давали на утверждение. Сказалась боязнь руководства авиапромышленности попасть под репрессии, так как уложиться в отведенные Сталиным сроки не удалось. И тем не менее в начале осени 1949 года этот вопрос был решен положительно.
   Бомбардировщики Ту-4 выпускались в нескольких модификациях, отличавшихся оборудованием и стрелковым вооружением, и эксплуатировались в полках дальней авиации ВВС Советского Союза до конца 50-х годов. Серийное производство продолжалось до 1952 года. Всего было построено 847 самолетов. Ту-4А привлекались для проведения испытаний атомного оружия. Так в 1954 году один из экипажей выполнил сброс ядерной бомбы в ходе проведения учений под Тоцком. Некоторое количество бомбардировщиков этого типа во второй половине 50-х годов поставили Китаю.

Модификации самолета:

   • Ту-70: Пассажирский вариант бомбардировщика, низкоплан, отличавшийся от него лишь несколько увеличенным в длину и в диаметре фюзеляжем при той же силовой установке.Кодовое обозначение НАТО - Cart (Повозка). 
    «70» (Ту-12, Ту-70) - пассажирский самолет. Опытный. Построен на базе агрегатов В-29, с использованием нового герметического фюзеляжа, рассчитанного на 72 пассажира. Первый полет 27 ноября 1946 г. Самолет успешно прошел испытания, был рекомендован к серии, но серийного производства не было из-за загруженности заводов МАП военными заказами и неготовностью ГВФ к эксплуатации машин подобного класса.
    •  Ту-75: Военно-транспортный вариант Ту-70.
    •  Ту-80: Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-80.
   Б-4 (Ту-4) - дальний бомбардировщик. Копия-аналог американского бомбардировщика В-29 «Суперфотресс» с отечественными двигателями АШ-73ТК и отечественной системой пушечного оборонительного вооружения.  Машина эксплуатировалась в частях в вариантах бомбардировщика Ту-4, носителя ядерных бомб Ту-4А, самолета-разведчика Ту-4Р, самолета-ракетоносца Ту-4К (КС), десантно-транспортного Ту-4Д и т.д.
    •  Ту-4КС: Ракетоноситель.
    •  Ту-4ЛЛ: Летающая лаборатория.
    •  Ту-4Т: Десантно-транспортный вариант Ту-4, выпущен в одном экземпляре в 1954 г.
    •  Ту-4Р: Стратегический разведчик. 
    •  Ту-4 с ПРС-1: В 1949 г. по предложению ВВС был выпущен в одном экземпляре опытный образец серийного Ту-4
с радиолокационной прицельной станцией "Аргон" (ПРС-1) в кормовой установке.
    •  Ту-4 топливозаправщик
 
 
 
 
 
 Лётно-тактические данные
Экипаж, чел     11
Размах крыла, м   40.05
Длина, м   30.18
Площадь крыла, кв.м   161.7
Масса пустого самолёта, кг 32 270
Масса нормальная взлётная, кг 47 500
Масса максимальная взлётная, кг 66 000
Максимальная скорость, км/ч     558
Дальность действия, км  5 100
Практический потолок, м 11 200
Длина разбега без форсажа, м      960
Длина пробега с торм. парашютом, м   1 070
 
 
 
 
 
 
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
ссылки
Статистика