|
24 июля 1944 года личному составу полка на аэродроме Бердичев Винницкой области УССР вручено Боевое знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. Этот день стал днем рождения полка. Громя врага летом 1944 года, полк действовал в интересах 2-го и 4-го Украинских и 1-го Белорусского фронтов с аэродрома Бердичев и Прилуки, произведя 226 боевых вылетов и сбросив 3447 бомб общим весом 250 тысяч килограммов. Всего за период 1944 года полк произвел 392 боевых вылета, сбросив на голову врага 435 тысяч килограммов бомб. В воздушных боях было сбито 5 истребителей противника.
26.12.1944 года 339 бомбардировочный полк дальнего действия переименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706 в 339-й бомбардировочный авиационный полк.
На заключительном этапе войны 1945 года боевые удары наносились по важным стратегическим пунктам противника. Было совершено 350 боевых вылетов, сброшено 6600 бомб. За весь период боевых действий с июня 1944 года по май 1945 года было совершено 576 вылетов, сброшено 10107 бомб общим весом 732814 килограммов. Последний боевой вылет был совершен на логово врага город Берлин 2 мая 1945 года. |
|
 
24 июля 1944г.
Аэродром Бердичев.
Вручение Боевого Знамени
и Грамоты Президиума Верховного Совета СССР.
|
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июня 1945 года за боевые действия по обеспечению наступательной операции, успешные бомбовые удары по важнейшим пунктам и коммуникациям противника и проявленные при этом личным составом полка героизм, самоотверженность и высокую боевую выучку, полк был награжден орденом Суворова III степени. За мужество и отвагу личный состав полка 10 раз отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. Боевые потери полка составили 7 экипажей, отдавших свою жизнь за честь и свободу нашей Родины
По окончании боевых действий полк в очередности базировался на польских аэродромах Цеханув, Легница, Познань, Олава.
9 мая 1947 г. полк вошел в состав 3-й гвардейской авиационной транспортной Смоленской орденов Суворова и Кутузова дивизии и передислоцировался на аэродром Витебск - северный.
С 6 декабря 1956 года в городе Витебске на смену ЛИ-2 пришел самолет ТУ-4 , а в 1958г. первым в ВТА ВВС освоил турбовинтовой самолет Ан-12 . На самолетах Ан-12 полк участвовал во всех крупных учениях, проводимых по плану Министерства Обороны СССР.
После Великой Отечественной войны для полка продолжалась непрерывная боевая подготовка, напряженный ратный труд, который по сути сравним с боевым.
8 Орденов Ленина, 126 Орденов "Красная Звезда". И свыше 400 служащих нашего полка награждены другими боевыми наградами.
Высокую оценку Главкома ВВС полк получил при выполнении задания по оказанию помощи жителям города Ташкент, пострадавшего от землетрясения в 1966 году. Свидетельством высоких качеств самолета Ан-12, летного мастерства личного состава стал полет дальностью 17000 км в Перу. Надеемся, что, политики, и дипломаты еще вспомнят экипажи ВТА и в частности, 339 ВТАП, которые в 1970 году с исключительной самоотверженностью доставили народу Перу, пострадавшему от землетрясения полевые госпитали, продукты питания, врачей и т.д. Кстати несколько лет назад в средствах массовой информации вспоминались и поощрялись участники тех событий, работавшие в Перу.
В исключительно сложных условиях личный состав успешно выполнял задачи в интересах Министерства нефтяной и газовой промышленности по обеспечению строительства нефтепровода Усть-Балык - Омск.
На самолете АН-12 вписано много славных страниц в историю полка:
- экстренная помощь Ташкенту, пострадавшему от землетрясения в 1966г.
- транспортировка нефтегазовых труб, операция "Труба" в 1966г.
- интернациональная помощь Обьединенной Арабской Республике в 1967г.
- события в Чехословакии в 1968г.
- ближневосточный конфликт.
- интернациональная помощь Корее, Вьетнаму, Камбоджи, Индонезии, Йемену, Анголе, Эфиопии в 1972-1980г…
- землетрясение в Перу.
- участие в учениях "Днепр" в 1967г., "Двина" в 1970г.
Знаменательным в истории части стали 1973-1974 годы, когда полк первым в Военно-Воздушных Силах начал осваивать самолет нового поколении ИЛ-76 , а 14 июля 1974 года экипаж кавалера орденов II и III степени "За Службу Родине" подполковника Недоборова В.И. первым осуществил перелет из Ташкента в Витебск, положив начало успешному переучиванию всего летного и инженерно-технического состава полка.
Постоянно совершенствуя летное мастерство, технические и специальные знания, повышая боеготовность, личный состав полка выполнил все поставленные перед ним задачи по воздушным перевозкам, десантированию войск и боевой техники, обеспечив безаварийную летную работу.
Полк учавствовал в учениях: "Весна-75", "Щит-79" и других. Выполнял боевые задачи. Осуществлял международные перевозки, полеты в Антарктиду.
С 1979 года – суровое небо Афганистана. Члены экипажей 339-го полка доставляли десантников, технику, другие грузы за горы Гиндукша.
В 1984 году, в канун своего 40-летия, 339-й военно-транспортный полк, за успехи в боевой и политической подготовке, большую военно-патриотическую работу среди населения города Витебска был награжден высшей наградой Белорусской ССР – Почетной Грамотой Верховного Совета БССР.
В 1989 году страшное землетрясение в Армении. Уже спустя несколько часов на помощь пострадавшим прибыли витебские авиаторы. Но боевые традиции, слава и доблесть живут среди личного состава 339-го военно-транспортного ордена Суворова III степени авиационного полка.
Сама история 339-го полка уникальна. Именно этой ордена Суворова авиационной части более 40 лет назад было доверено первой в СССР освоить новую авиационную технику. В последствии наиболее подготовленные офицеры полка направлялись в другие части, куда поступала на вооружение новая авиационная техника. Таким образом 339-й полк стал настоящей кузницей кадров для всей ВТА ВВС.
Если Вам приходилось читать в средствах массовой информации или слышать из выступлений политиков и дипломатов о тех или иных событиях произошедших в Корее и Комбодже, Вьетнаме и Кубе, Сирии и Египте, Сомали и Эфиопии, Йемене и Перу, Анголе и многих других странах следует читать и считать здесь работали авиаторы 339-го военно-транспортного ордена Суворова III степени авиационного полка из Витебска.
В 1996г. после распада СССР полк был расформирован. Последний самолет Ил-76 МД покинул аэродром Витебск - северный 30 июля 1996 года навсегда. Самолетный парк вошел в состав Трансавиаэкспорт. Перебазирован в Минск.
Взлет последнего Ил-76 с аэродрома
Витебск-северный. 30.07.1996г.
Борис Тарасов.
Командиры 339 военно-транспортного авиационного
ордена Суворова III степени
полка
P.S. Огромная просьба ко ВСЕМ, кто располагает фотографиями, информацией о командирах полка - поделитесь!!!