Ан-12
30 ноября 1955 года вышло Постановление СМ СССР, предписывавшее ГСОКБ-473 О.К.Антонова создать сразу два самолёта: пассажирский "У" и транспортный "Т". Ведущим конструктором по транспортному самолёту, получившему обозначение Ан-12, был назначен В.Гельприн. По замыслу О.К. Антонова в конструкции самолёта использовался максимум агрегатов пассажирского Ан-10. В июле 1956 года был готов макет будующего самолёта. Первоначально планировалось установить на самолёте двигатели Н.Кузнецова НК-4. 16 декабря 1957 года прототип Ан-12 впервые поднялся в воздух. В 1958 году завод №39 в Иркутске выпустил первые 2 серийных Ан-12 с двигателями НК-4. Но затем по требованию ЦК КПУ самолёт стал выпускаться с двигателями АИ-20 конструкции ОКБ-478 А.Г.Ивченко.
В 1958 году начались государственные испытания самолёта, которые закончились в июне 1959. В этом же году Ан-12 был принят на вооружение. Первым полком, перешедшим на АН-12, был 339 втап. Первые 3 машины
пригнали из Иркутска и посадили в Сеще осенью 1958 года экипажи
Н.Г. Тарасова, Б.Я. Яковлева и Беркутова. Второй полк, получавший АН-12,
был Сещенский полк, куда был назначен командиром Тарасов Н.Г. По своим возможностям новый самолёт значительно превосходил Ан-8. В нём были заложены большие резервы для модернизации. Долгие годы Ан-12 был основным транспортным самолётом военно-транспортной авиации.
Самолёт Ан-12 - свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с верхним расположением крыла. Предназначен для посадочного и парашютного десантирования личного состава войск и различных военных грузов, а также для перевозки раненых и крупногабаритных народохозяйственных грузов. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ в состав десантно-транспортного оборудования входят кран-балка грузоподъёмностью 3000 кг, лебёдка ГЛ-1500, транспортёр ТГ-12М. Фюзеляж самолёта предстваляет собой полумонокок и состоит из двух гермокабин экипажа: носовой и кормовой. Кабина выполнена с частичным бронированием. В кормовой части имеется грузовой люк с тремя створками. Шасси трёхопорное, убирается в фюзеляж. В кормовой части установлены 2 пушки АМ-23 (боезапас - по 350 патронов на каждую). Первоначально грузоподъёмность Ан-12 ограничивалась 14,2 т (позже увеличена до 16 т).
В декабре 1961 года Ан-12 на лыжном шасси (совместно с Ил-18) выполнил перелёт по маршруту Москва-Антарктида-Москва. Ан-12 побывал и на Северном полюсе (посетил станцию СП-8). В июне 1965 года Ан-12 вместе Ан-22 демонстрировался на XXVI Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. В феврале 1966 года экипаж пилота Овсянникова положил начало регулярным грузовым перевозкам на только что открывшейся линии Аэрофлота Москва - Рига - Париж. В июле 1969 года открылась вторая линия: Владивосток-Амстердам. Неоднократно самолёты Ан-12 использовались для доставки гуманитарной помощи в различные части планеты (например в июле 1970 года после сильного землятресения в Перу). В 1991-1992 годах лётчиками НИИ ВВС на Ан-12 установлено 39 мировых рекордов высоты и скорости.
За годы производства самолёт неоднократно модернизировался. Всего на трёх заводах построено 1242 самолёта Ан-12 различных модификаций (155 в Иркутске, 258 в Воронеже и 830 в Ташкенте. Под обозначением Y-8 самолёт строился в Китае (скопирован без лицензии). 183 самолёта в разные годы были поставлены в Афганистан, Алжир, Болгарию, Гану, Гвинею, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, Китай, Кубу, Малайзию, Польшу, Чехословакию, Эфиопию, Югославию. Некоторые самолёты Ан-12 до сих пор продолжают оставаться в строю. Используются они и в гражданской авиации различными авиакомпаниями. В 1995 году ресурс некоторых Ан-12 был продлён до 43000 часов, 16000 полётов, 40 лет эксплуатации.
Модификации самолёта
Лётно-технические характеристики Ан-12БК
Двигатели |
АИ-20М |
Взлётная мощность, л.с. |
4х4250 |
Размах крыла, м |
38.028 |
Длина, м |
33,11 |
Высота, м |
11,44 |
Площадь крыла, м2 |
121,73 |
Масса пустого, т |
35,34 |
Взлётная максимальная, т |
61 |
Запас топлива, т |
12,066 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т |
20 |
Скорость максимальная у земли, км/ч |
520 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км |
3000 |
Дальность максимальная без нагрузки, км |
6200 |
Практический потолок с четырьмя двигателями, м |
9300 |
Длина разбега, м |
800-950 |
Длина пробега, м |
1125 |
Экипаж, чел. |
6 |
|