По результатам эксплуатации ОКБ
О.К.Антонова непрерывно выпускало бюллетени доработок. В Витебске постоянно
работали бригады предприятий промышленности. Наиболее серьёзные и трудоёмкие
доработки выполнялись на заводе, куда перегоняли для этих целей самолёты. Так
было и в этот раз.После выполненных на
заводе доработок, экипаж майора И.К.Горбунова перегонял самолёт в Витебск.
Хорошо помню многих из них. Иван Константинович Горбунов всем своим обликом и
даже чертами лица был очень похож на В.П.Чкалова. Помню в Коломые при погрузке
пушки в самолёт молодой командир взвода действовал как-то вяло и это
передавалось орудийному расчёту, то же работавшему не с полной отдачей.
Наблюдая за этим, Горбунов посторонил одного солдата и так навалился на эту
пушку, что она, казалось, сама закатилась в грузовой отсек. Пример подействовал
мгновенно, дальше всё пошло как по маслу.Штурман эскадрильи Гречук(имя его забыл, но помню, что Горбунов звал его
по отчеству „Кузьмич“*),он был участником Великой Отечественной
войны.Правый лётчик Серёжа Алексанин -
мой постоянный партнёр по преферансу. Воздушный стрелок - чернобровый
красавец-сержант Вася Чёрненький. Он только-только закончил срочную службу и
остался на сверхсрочную....
Случилось это в субботу, 28 ноября
1959 года. Взлетели они с заводского аэродрома в Иркутске. Кроме экипажа на
борту находились четыре техника (экипаж в то время состоял из 6 человек*).Через несколько минут после взлёта доложили
диспетчеру аэродрома„Белая“ :«3300, в облаках, продолжаю набор», и...
через 1-2 минуты очевидцы увидели почти вертикально несущийся к земле на
огромной скорости самолёт.Погибли все
10 человек.Похороны состоялись в
Витебске 10 декабря. Лейтенанта Л. Зекиса и сержанта с/с В.Чёрненького на
выделенном Ли-2 по просьбе родственников перевезли для захоронения в ихродные места.
Стали выдвигаться, анализироваться и
проверяться различные версии. Командование полка обратилось с просьбой,
сообщить о своих предположениях на основе собственного опыта. Помнится,
командир отряда Б.Нечаев доложил об одном случае, который произошёл с его
экипажем некоторое время назад, но который они по понятным причинам не
афишировали. Они летели из Иркутска. Самолёт находился на большой высоте за
облаками. При подходе к Кургану на вызов экипажа диспетчер не отвечал.
Настойчивые попытки войти в связь были безрезультатны. Через несколько минут
начали прыгать стрелки приборов, в том числе характеризующих работу двигателей.
На приборной доске полный хаос, многие стрелки ушли на нуль. И при всём этом
самолёт устойчив, никаких признаков отказа двигателей.Сохраняя хладнокровие, Нечаев приказал
радисту проверить состояние бортового электропитания. Оказалось, что питание не
было переключено на генераторы, и всё оборудованиеработало от аккумуляторов,которые от нагрузки основательно разрядились.
Перешли на генераторы, и всё мгновенно восстановилось: связь, показания
приборов и т.д.
Тех читателей сайта, которые
эксплуатировали АН-12 в последующие годы, прошу иметь в виду, что я рассказываю
о самых первых моделях самолёта, которые во многом сильно отличаются от
последующих. Именно по анализам докладов и предложений лётно-технического
состава полка и были выпущены сотни бюллетеней на доработки.Я уверен, что это коснулось и систем
бортового энергоснабжения.
Версия о том, что у Горбунова такое
тоже могло случиться в облаках, вскоре отпала, т.к.за такое короткое время аккумуляторы не могли
настолько разрядиться, тем более что за минуту перед катастрофой он имел
устойчивую связь.
Причины этой катастрофы и тогда
воспринимались так, как они изложены на сайте.