Первая горечь утрат - катастрофа экипажа А.И.Родина
В начале февраля, вернувшись из
отпуска, я был ошарашен известием: вчера похоронили шестерых наших товарищей.
Вот как мы тогда представляли обстоятельства этой катастрофы.
Завершалась программа подготовки к
самостоятельным полётам экипажа капитана А.Глебова.В субботу, 31 января 1959 года эта программа
должна была завершиться.В этот день
командир эскадрильи майор А.И.Родин, штурман эскадрильи майор Галстян и старший
борттехник С. Латкин в качестве инструкторов допускали к самостоятельным
полётамкомандира кораблякапитана А.Глебова, штурмана старшего
лейтенанта В. Филоненкои старшего
борттехникастаршего лейтенанта Я. Бойко.
В этот лётный день ими уже было
сделано два полёта, оставался третий, заключительный. В плановой таблице он был
последним.Начав разбег, экипаж
прекратил взлёт, т.к. самолёт повело в сторону.Это отнесли на счёт лёгкого обледенения полосы. Руководитель полётов зам.
командира дивизии полковник Кубрак дал команду заруливать на стоянку и
выключать двигатели. Но Родин, желая завершить допуск экипажа Глебова, уговорил
РП разрешить повторный старт, и РП согласился. При рулении на старт, Родин
решил, что Латкин больше не нужен и выпустил его готовиться к зачехлению и к
завершению рабочего дня: ведь была суббота.Так Семён Латкин, что называется,«родился в сорочке».
Экипаж начал взлёт. На глазах у всех
сразу после отрыва самолёт повалился вправо и рухнул в рощицерядом с аэродромом, подмяв под себя кабину
экипажа.От удара отвалился хвост вместе
с кормовой кабиной, и это спасло жизнь воздушному стрелку (тогда они назывались
КОУ – командир огневой установки).Впоследствии он рассказывал, что успел только подумать, почему это так
рано начали первый разворот,и ещё
услышал в СПУ тревожный голос Родина: «Держи штурвал!».В госпитале его навещал прибывший в Витебск
маршал авиации Н.С. Скрипко и подробно расспрашивал о деталях происшедшего. На кладбище похоронены четыре
члена экипажа.Галстяна и Бойко хоронили
на их родине. До нас дошло известие, что в Ереване появиласьулица«Майора
Галстяна».
Тогда ведь не было бортовых«чёрных ящиков».Высказывались различные версии, стала
поступать информация от командиров кораблей, что и они замечали тенденцию тяги
вправо, появилось в обиходе понятие „реакция винтов“, как возможная причина. По
их докладам выявили несколько самолётов, которые«тянуло вправо».Полёты были временно прекращены. В полк
прибыл лётчик-испытатель Герой Советского Союза Я.И.Верников со своим
бортинженером. Было принято решение один из таких самолётов перегнать в
Чкаловскую для дополнительных испытаний.Верников сначала сделал пробную пробежку, потом вернулся на старт и без
проблем взлетел. Собралось много народа – ведь это был первый полёт после
катастрофы.Недели через две полёты в
полку возобновились.
Спустя 25 лет я рассказал этот
эпизод с участием Верникова одному из моих сослуживцев, отец которого работал в
Жуковском (под Москвой) вместе с теперь уже генерал-майором авиации в отставке
Я.И.Верниковым. Так вот мой сослуживец при случае рассказал этот эпизод
Верникову, который всё это вспомнил и подтвердил.Он передал для меня большую на картонной
основе фотографию самолётаАН-12, на
которой было написано: «Были когда-то и мы ...»Я.Верников».