Пятница, 29-03-2024, 03:02, $ONLINE COUNTER$, $ONLINE USERS LIST$
339 втап г. Витебск
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Самолеты
История
Витебск
Фотоальбом №2
Статьи [14]
Воспоминания [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи

Аэродром посадки – Кабул. Часть I.
  

Конец года в войсках всегда напряженный: в частях проходят итоговые проверки боевой подготовки, авиационная техника готовится к осенне-зимней эксплуатации, личный состав сдает зачетную сессию, летные экипажи «ловят» минимум погоды для подтверждения и повышения классной квалификации, руководящий состав планирует боевую подготовку на новый учебный год. Не был исключением в этом отношении и 1979 год. Однако события, произошедшие в ноябре-декабре того года, для многих памятны и сегодня.

         23 ноября 1979 года в 20 часов 30 минут при выполнении учебно-тренировочного полета на аэродроме Витебск-Северный потерпел катастрофу самолет Ил-76, пилотируемый командиром корабля 339-го военно-транспортного авиационного полка (втап) капитаном Юрием Ивановичем Панфиловым. Экипаж погиб.

         Это была первая катастрофа Ил-76 после начала его эксплуатации в строевых частях. Обстановка в полку - гнетущая. Все очень переживали гибель своих товарищей. В ходе расследования было установлено, что причиной трагедии явилась конструктивная недоработка в системе выпуска и уборки закрылков.

         Полеты на боевую подготовку на Ил-76 были приостановлены. Специалисты проводили осмотр систем управления механизацией крыла на всех самолетах. Однако 9 декабря, всего через несколько дней после разбора обстоятельств и причин катастрофы, полк был поднят по тревоге.

 
майор Геннадий РОМАШКОВ.
 
 
 
 
Вот что рассказал о событиях тех дней майор Геннадий РОМАШКОВ:
- Ночь с 9-го на 10 декабря выдалась морозной. Столбик термометра опустился до отметки минус 30 градусов. После сбора личного состава и выполнения мероприятий, отрабатываемых как обычно в таких случаях, многие ожидали отбоя тревоги. Однако полученная задача оказалась реальной. На аэродром стали прибывать боевая техника воздушно-десантных войск, средства связи, десантники. Экипажи приступили к их погрузке в самолеты. В 22 часа поступила команда на вылет в исходный район десантирования (ИРД) – аэродром Балхаш, расположенный в Казахстане. Один за другим в воздух поднялись все боеготовые самолеты полка. Передовая команда, в состав которой входил и я, перелет в исходный район десантирования совершала на самолете командира нашего полка подполковника Ивана Михайловича Капаева. Помимо нас на борту находились оперативная группа офицеров штаба 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (вдд), средства связи и управления.

Под утро прилетели в Балхаш. На аэродроме совместно базировались 39-й отдельный разведполк на самолетах МиГ-25РБ и Як-28Р и местный отряд «Аэрофлота». После посадки установили взаимодействие с командованием авиагородка, решили вопросы размещения и питания личного состава, охраны самолетов. Экипажи разместили в казармах и аэрофлотовской гостинице. Десантники расположились рядом с самолетами прямо на рулежных дорожках и первую ночь провели на десятиградусном морозе. Затем их перевели в пустовавшие в то время неотапливаемые казармы инженерного батальона.

генерал-майор авиации Геннадий ОБИДИН.

Командир 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии (втад) гвардии генерал-майор авиации Геннадий ОБИДИН:

         - После вылета экипажей 339-го полка в Балхаш на аэродром Витебск-Северный для загрузки произвели посадку самолеты двух других полков 3-й гвардейской втад – 11—го и 334-го. К вечеру 15 декабря они тоже перелетели в Балхаш.

         Вместе с 3-й гвардейской втад задачу по десантированию посадочным способом 103-й вдд выполняли экипажи еще двух дивизий ВТА. 14 декабря двадцать шесть АН-22 12-й втад генерал-майора Н. Некрахи, загрузив на аэродроме Быхов 1 300 десантников и 80 единиц боевой техники, перелетели на аэродром Ташкент. Через двое суток, 17 декабря, эта группа перелетела на аэродром Энгельс-2, где пробыла в ожидании времени «Ч» до 25 декабря. После вылета самолетов Ан-22 с аэродрома Быхов на нем произвели посадку самолеты Ил-76 18 гвардейской втад. Загрузив 350-й парашютно-десантный полк (пдп), 15 декабря они перелетели в Чимкент.

В Балхаше экипажам была поставлена боевая задача: посадочным способом десантировать личный состав, боевую технику и средства связи на аэродромы Кабул и Баграм. Их рекогносцировка с целью определения пригодности для использования при проведении крупномасштабных военно-транспортных воздушных перевозок была проведена заблаговременно: в октябре по приказу командующего ВТА я летал в Кабул, а командир 339-го втап подполковник Капаев – в Баграм.

         Оба аэродрома имели бетонные взлетно-посадочные полосы и были пригодны для посадки и взлета военно-транспортных самолетов в условиях высокогорья (превышение над уровнем моря Баграма составляло 1 440 метров, а Кабула – 1 790 метров)

         Сеть рулежных дорожек и стоянок обеспечивала возможность последовательного приема и выпуска, а также одновременного размещения большого числа боевых и военно-транспортных самолетов. Однако в связи с тем, что расстояние от Кабула до Баграма составляло всего 40 километров, возникли вопросы по обеспечению безопасности при осуществлении маневра при заходе на посадку одновременно на двух аэродромах и уходе экипажей на второй круг. Высота горных вершин Гиндукуша, расположенных 20-25 километров севернее аэродрома, составляла 4 000 – 5 000 метров.
   
майор Александр РУЧЕЦ.

       Командир 2-й авиационной эскадрильи 339-го втап майор Александр Ручец:

         - Лишь несколько экипажей полка имели опыт полетов в Афганистан, поэтому к перелету готовились тщательно. На полетных картах «подняли» максимальные превышения местности по маршруту и в районе аэродрома. Провели занятия, тренажи по использованию высотомеров при снижении и заходе на посадку в условиях высокогорья.

         Помимо подготовки к перелету, изучения оперативной обстановки на аэродромах Афганистана, ежедневно получаемой от экипажей разведывательной эскадрильи, выполнявших полеты на воздушное фотографирование, на самолетах не прекращались осмотры системы управления закрылками, ставшей причиной катастрофы экипажа Панфилова.

         В ходе проведения этих работ специалистами инженерно-авиационной службы во главе с майором Владимиром Крапустой был обнаружен опасный дефект еще на четырех самолетах полка, в том числе и на моем. Командование приняло решение перегнать их на базовый аэродром для более глубокого исследования. При повторном осмотре в Витебске дефект подтвердился.

         Одновременно с сосредоточением в исходном районе десантирования, военно-транспортная авиация частью сил приступила к выполнению перевозки войск и боевой техники в Афганистан. Первый вылет в эту страну был совершен в ночь с 8-го на 9 декабря. Двенадцать самолетов Ан-22 566-го втап и восемнадцать самолетов 37-го втап двумя рейсами перевезли в Баграм личный состав мотострелкового батальона с боевой техникой. Второй вылет был выполнен 15 декабря. Двенадцать самолетов Ан-22 566-го втап и тринадцать самолетов Ан-12 194-го полка десантировали посадочным способом 345-й отдельный парашютно-десантный полк на аэродром Баграм.

         К исходу 24 декабря пятьдесят Ил-76 3-й и 18-й втад, сорока Ан-22 12-й втад и более двухсот Ан-12 6-й и 7-й втад, 194-го и 708-го отдельных втап были сосредоточены на аэродромах Средней Азии и на аэродроме Энгельс. 25 декабря началась воздушная операция по вводу войск в Афганистан.

        

подполковник Евгений ГОРОВОЙ. 
    Начальник связи 103-й гвардейской вдд гвардии подполковник Евгений ГОРОВОЙ:

         - Команда на вылет в Кабул поступила 25 декабря. Последовательность посадки самолетов ВТА на аэродромы Афганистана была определена в соответствии с замыслом ввода в страну частей и подразделений ВДВ, а время взлета – удалением ИРД от заданного аэродрома посадки.

         Первой в Кабул взлетела пара самолетов Ил-76 командира 339-го втап подполковника Ивана Капаева и его заместителя Ардалиона Павлова. На самолете подполковника Капаева находились заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант В. Костылев и группа офицеров штаба 103-й гвардейской вдд во главе с командиром дивизии полковником Иваном Рябченко, в составе которой были начальник оперативного отдела полковник Рауф Байкеев, начальник особого отдела подполковник Анатолий Бубнов, начальник политотдела полковник Станислав Тимощенко, заместитель командира по технике и вооружению полковник Владимир Харченко, начальник медицинской службы подполковник Вячеслав Хамогонов и другие офицеры.

         Помимо людей на борту находились средства связи дивизии. Во второй самолет были загружены две командно-штабные машины. Однако выполнить поставленную задачу в заданное время группе не удалось. При подлете к Кабулу командир корабля проинформировал нас о том, что в связи с ухудшением метеоусловий в Кабуле (высота нижнего края облачности ниже 100 метров, видимость менее 1 000 метров, на посадочном курсе заряды снега) руководитель группы полетов дал команду паре следовать на аэродром вылета.

         По прилете в Балхаш наша группа попыталась пересесть на самолеты замыкающие боевой порядок, однако по разным причинам вылететь нам не удалось. Повторный перелет осуществили на том же самолете подполковника Капаева. Сели в Кабуле в 3 часа ночи. Вышли из самолета: ветер, снег, низкие черные давящие облака. Лишь на севере алеет зарево. Доложил о своем прибытии заместителю начальника связи ВДВ полковнику Федотову. Проинформировав о сложившейся обстановке, он пояснил, что это догорает разбившийся в горах Ил-76.

подполковник Александр ИВАНОВ. 

      Заместитель командира 339-го втап по летной подготовке подполковник Александр ИВАНОВ:

            - 25 декабря в 22 часа поступила команда на взлет. Перелет в Кабул и Баграм полк осуществлял по воздушным трассам на 5-и минутном интервале. За нами следовали экипажи 334-го и 110-го полков. До Кабула время полета чуть больше трех часов. Ночь, внизу десятибалльная облачность и горы. Полет над горной местностью требовал высокой точности самолетовождения. Приступая к снижению, экипаж должен быть стопроцентно уверен в своем местонахождении. В противном случае дальнейший полет становился опасным из-за возможности столкновения с горными вершинами. Посадку произвел в сложных метеоусловиях. После выгрузки десанта все экипажи вылетали на аэродромы, определенные для дозаправки, и далее следовали домой. В Витебск я прилетел 26 декабря. Наш полк поставленную задачу выполнил без потерь. К сожалению, так было не у всех…
генерал-майор авиации Юрий ЛИПУНЦОВ.
 

     Командир 18-й гвардейской втад гвардии генерал-майор авиации Юрий ЛИПУНЦОВ:

         - По команде с КП 25 декабря произвел взлет с аэродрома Чимкент и повел группу в Кабул. Перелет проходил за облаками в режиме радиомолчания. На связи был лишь ведущий. В районе Термеза встретил пару Капаева, возвращающуюся по метеоусловиям. Тогда еще мелькнула мысль: «А почему же мы летим?». Но в армии, как известно, приказы не обсуждаются. В 19.30 произвел посадку. Погода в Кабуле была сложной. Огни подхода к полосе увидел на удалении 1 000 метров от её торца. На рулении многие экипажи наблюдали зарево в облаках на севере. Тогда мы еще не знали, что в группе произошло летное происшествие, хотя недоброе предчувствие появилось. После возвращения в Чимкент оказалось, что одного самолета нет. Ил-76 капитана Виталия Головчина из нашего 128-го втап при заходе на посадку столкнулся на высоте 3 000 метров с горой. Кроме семи членов экипажа, на борту были 37 десантников и топливозаправщик ТЗА-7,5-500А.

Категория: Статьи | Добавил: vtap339 (12-02-2009) | Автор: Олег СИВУХИН.
Просмотров: 9462 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта