О чем фильм?
В основе сюжета фильма «Кандагар» режиссера Андрея Кавуна (создателя «Охоты на пиранью») история семи советских летчиков (их играют Владимир Машков, Александр Балуев, Андрей Панин, Александр Голубев, украинский актер Богдан Бенюк), которые попадают в плен к талибам, но им обещают сохранить жизнь в обмен на согласие обучать местных летному мастерству. Пленные сначала отказываются, но условия их жизни становятся все хуже, и они дают согласие, договорившись между собой бежать, когда подвернется удобный случай.
Харака!
Так вот афганский Кандагар киношники и снимают в пустыне Марокко, куда добраться из Москвы - целая морока: сначала шесть часов самолетом до Агадира, потом пятичасовой бросок на автомобиле до Маракеша, а от него еще 25 километров по грунтовке до места съемок, местечка Тамслот. В день, когда я приехал, снимали эпизод, как везут пленных летчиков из тюрьмы на аэродром - через футбольное поле и торговую площадь.
По сюжету в разгар футбольного матча на поле вылетает военный грузовик с автоматчиками (в кузове - пленные летчики) и БТР, с которого стаскивают женщину и на глазах жителей и летчиков взрывают.
Крупные планы Машкова, Балуева, Панина, облаченных в военные формы летчиков, делали отдельно. Отдельно же снимали массовку, состоящую из марокканцев: они торговали свежим мясом (двух козлят специально закололи для съемок), лепешками, апельсинами и гоняли мяч на поле.
Режиссер общался с ними через переводчика.
Команды сначала переводились с русского на английский, а потом на марокканский. Звучало это примерно так: «Мотор! - Экшн! - Харака!» После громогласного «Харака!» наконец начиналась съемка, но ей постоянно что-то мешало. То зеваки лезли в кадр, то неизвестно откуда взявшиеся дети. Доставали ослы, запряженные в повозки. Они, как назло, начинали истошно орать, когда писался прямой звук, вызывая смех в киногруппе. Дирекция же грозилась сделать из хвостатых артистов шашлык.
В перерыве исполнители главных ролей играли в футбол. Выглядело это комично: на воротах - три здоровенных детины, наши каскадеры, переодетые талибами с черными бородами и в полной военной выкладке, с автоматами, бронежилетами, огромных ботинках. Атаковали «противника» Машков с Балуевым и киношники. Играли без правил.
- Отбивать мяч можно ногами, руками и автоматом! - прокричал каскадер по прозвищу Медведь. |
|
|
|
Александр Балуев расположился слева от ворот, был подающим и каждый раз от усердия высовывал язык. Машков нападал, лез в самую гущу, подпрыгивал, стараясь головой достать мяч. Черный, как головешка, поджарый и мускулистый, он последним ушел с поля.
- Машков - классный мужик, - говорят киношники. - Всегда к нам по-человечески относится, здоровается, шутит. Он в прекрасной физической форме, выглядит моложаво, живота нет, подтянут, мускулы играют. Специально для роли сбросил десять килограммов! Не сладко пришлось, но что не сделаешь ради искусства.
Впрочем, задание худеть и загорать получили все пятеро актеров.
В группе мне рассказали, что к концу первого месяца пребывания в Марокко все актеры сильно похудели - одежда стала буквально с них сваливаться. Костюмерша пожаловалась, что теперь придется ушивать все костюмы. Само собой, когда группа только прилетела в Маракеш, все были белокожими. Во время съемок артистам пришлось обмазываться специальным кремом, имитирующим загар. У украинского актера Богдана Бенюка начался от этого крема страшный дерматоз, ему пришлось отказаться от услуг гримеров и самостоятельно жариться на солнце с восхода до заката, приобретая естественный темный цвет кожи. |
|
|
|
Балуев потребовал соломенную шляпку, а Панин - теплую куртку.
Каждому «большому» артисту предоставили особые условия - арендовали два здоровенных трейлера. В них есть все, что нужно для отдыха: комната с койкой, душ, туалет, кондиционер. Машков, Балуев и Панин заняли отдельные «кабинеты», а Голубев и Бенюк довольствовались одной на двоих.
Гримерная тоже на колесах, оборудованная по последнему слову техники: с раковиной для мытья головы, огромными зеркалами и подсветкой, как в театре.
Еду - соки и салаты - актерам готовили отдельно от всей группы и приносили каждому в вагончик. Балуев выставил условие, что будет сниматься только в соломенной шляпке, предохраняющей голову от теплового удара. Шляпку пришлось срочно заказывать в Москве и везти в Маракеш. За полтора месяца актер так полюбил свой головной убор, что не расставался с ним ни на минуту. |
|
Национальную одежду для массовки закупали в Афгане. |
|
Андрей Панин в ночные смены сильно мерз и потребовал теплую куртку. Очень ругался, когда одежду вовремя не приносили. А вот Машков отличился своей неприхотливостью - он ни разу ничего не попросил.
Как барана спасли от казни.
Через несколько дней группа поменяла место дислокации. На этот раз палаточный городок раскинулся неподалеку от аэропорта Маракеша в убогом городишке Мхаммид. Художники картины несколько дней бродили по блошиным рынкам, скупая за бесценок разную кухонную утварь, ржавые тяпки, гвозди, инструмент, пустые пластиковые бутылки, на которые в России вряд ли кто позарился бы. Арендовали стадо овец, несколько повозок, полных арбузов, моркови, воссоздавая точную копию талибского поселения.
Работать тут актерам пришлось в антисанитарных условиях: пыль, поднимающаяся от малейшего ветерка, не давала дышать, а вонь из колодцев с нечистотами заставляла морщиться даже местных жителей.
Панин и Балуев как могли подбадривали киногруппу - в перерывах между съемками хохмили и пародировали мультяшных персонажей.
Когда готовились к съемке сцены местного талибского праздника, где главным угощением должен быть жареный баран, режиссер и продюсеры придумали, что барана надо резать прямо на глазах актеров! Но животное спас Балуев.
- Стоп, если в кадре сейчас будут резать барана, то я отказываюсь вообще сниматься! Сейчас же собираю вещи и возвращаюсь в Москву, - объявил он растерянному режиссеру.
Пришлось тому пойти на уступки и обойтись без «казни» барана.
Костюмеры стирают носки актеров по ночам.
Вообще работа у киношников нечеловеческая: подъем в 4 утра, час занимает дорога на съемочную площадку, съемки до 8 вечера. Люди недосыпают. Живут по квартирам в стесненных условиях. Условия работы зверские: в Маракеше у них нет ни стиральных, ни швейных машин. И костюмеры каждую ночь вручную стирают носки и верхнюю одежду главных персонажей! Реквизиторы же обнаружили пропажу тюбетеек и стали коситься на марокканцев, участников массовки. Но те, конечно, ни в чем не признаются.
У марокканцев к русским свои претензии. Они называют наше кино «рашен-кашен» (от слова каша), говоря, что у американцев все по полочкам разложено, каждый кадр поминутно расписан. А у русских - как на войне: накануне решают, что будет завтра, порядок сцен меняют, как захотят. Правда, марокканские киношники признались, что только русские умеют снимать такое душевное кино.
Источник: http://minsk.kp.ru/daily/23944.3/70934/ |