СОМОВ С.А. В КРЫЛАТОМ СТРОЮ Глава 4 ВОСПОМИНАНИЯ По приглашению Совета ветеранов 339-го ордена Суворова военно-транспортного авиационного полка я с Белорусского вокзала в поезде Москва-Полоцк ехал в г. Витебск, где прошли самые безоблачные дни моей 36-летней службы в авиации. Здесь я служил в должности командира авиаполка, а затем - заместителя командира авиадивизии, которую возглавлял умелый организатор, если не сказать легендарный, летчик генерал Н. Ф. Зайцев. На этот раз я ехал на юбилейные торжества, посвященные 60-летию 339-го авиаполка, командиром которого был в 1957 г. И в памяти всплыли страницы героической летописи полка как в годы полыхавшей войны, так и в мирные дни в строю тружеников неба. Свой боевой путь полк начал 24 июля 1944 г. на украинской земле с аэродрома Бердичев, где ему было вручено Боевое Знамя. Этот день и стал днем его рождения. Воодушевленные успешным завершением Сталинградской битвы и начавшимся сражением на Курской дуге полк на самолетах Ли-2 под руководством полковника Поликарпова Николая Яковлевича начал боевые действия. За период пребывания на фронте полк произвел 756 боевых вылетов, сбросив при этом на голову врага более 10 тысяч бомб общим весом около 740 тонн. Полеты производились днем и ночью по важным военным объектам, в том числе и по Берлину с аэродромов Прилуки, Ходчакув-Велихин, Янув (Польша). За мужество и отвагу многие из состава полка были награждены боевыми наградами. Полк 10 раз отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. Указом Председателя Президиума Верховного Совета от 11 июня 1945 г. за проявленные личным составом героизм, самоотверженность и высокую боевую выучку, полк был награжден орденом Суворова III степени. Отгремели орудийные залпы, улеглась пыль на фронтовых дорогах, а в полку продолжалась напряженная работа, которая по сути сравнима с боевой. В 1957 г. я принял полк в г. Слуцке, и вскоре на цветущей земле Молдавии в лагере Воронково мы приступили к освоению поступившего на вооружение самолета Ту-4Д, оборудованного под десантирование парашютным способом личного состава ВДВ. Несмотря на отсутствие комфорта в условиях жизни: палатки, жаркое лето, когда летчики с мокрыми куртками на спине выходили из самолета, мы успешно справились с поставленной задачей. Самым радостным событием для нас был перелет на самолетах Ту-4 на аэродром "Северный" г. Витебска, где первым произвел посадку мой заместитель подполковник Николай Тарасов. Освоение нового самолета - это была победа всего коллектива полка и, в первую очередь, моих ближайших помощников Героя Советского Союза Григория Богомазова, Николая Тарасова, Сергея Троицкого, Василия Суворова и организатора партийно-политической работы Михаила Чугунова. Это они, влюбленные в свою профессию люди, с щедрой душой и высокой ответственностью, помогали мне. И их образ я до сих пор ношу в своей душе. Неумолим бег времени. Пришло новое поколение. В 1958 г. полк, который я передал полковнику Богомазову, первым в ВТА переходит на новый турбовинтовой самолет АН-12. На крыльях могучих лайнеров полк участвует во всех крупных ученьях, проводимых министром обороны СССР, а также в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на территории нашей страны и за ее пределами, проявляя при этом высокое летное мастерство, мужество и отвагу. Так, при доставке гуманитарной помощи в Йемен на самолете АН-12, пилотируемым командиром экипажа Калтыгиным, при заходе на посадку не стала на замок стойка ноги шасси. Старший техник Байрамгалин спустился в прорубленное в полу грузовой кабины отверстие, ухитрился ломом дожать ее и поставить на замок. За мужество и находчивость он был награжден орденом Красного Знамени. Впервые в мирной жизни офицер технической службы награждался столь высокой боевой наградой. Высокую оценку Главкома ВВС получил полк при выполнении задания по оказанию помощи жителям г.Ташкента, пострадавшим от землетрясения в 1966г. Свидетельством высоких качеств самолета АН-12 и летного мастерства личного состава стал полет дальностью 17 000 км в Перу. В исключительно сложных условиях личный состав успешно выполнял задачи в интересах министерства нефтяной и газовой промышленности по обеспечению строительства нефтепровода Усть-Балык-Омск. Знаменательным в истории части стали 1973-1974 гг., когда полк первым в Военно-Воздушных Силах начал осваивать самолет нового поколения - ИЛ-76, а 14 июля 1974 г. экипаж подполковника В. И. Недоборова совершил первый вылет на новом самолете. С 1979 г. полк через суровое небо Афганистана доставляет десантников, технику, другие грузы. В 1984 г., в канун своего 40-летия, за успехи в боевой и политической подготовке, большую военно-патриотическую работу среди населения г. Витебска полк был награжден высшей наградой Белорусской ССР - Почетной Грамотой Верховного Совета БССР. В 1989 г. страшное землетрясение произошло в Армении. Уже спустя несколько часов на помощь пострадавшим прибыли витебские авиаторы. Волнующие и незабываемые минуты довелось пережить в день юбилея полка 24 июля. К назначенному времени потянулась цепочка ветеранов в авиагородок "Журжево", откуда много лет начинался старт по маршрутам мирного неба. Многие из них шли с женами, детьми и внуками. И среди них были и те, чья молодость была опалена пламенем войны. Опираясь на трость и поддерживаемый нежно рукой жены, шел на встречу подполковник Чернов. Белая прядь волос была видна из под фуражки, да и усы словно снегом припорошило. А старожилы полка помнят, когда после окончания летной школы, он пришел в полк и в первом же полете на Пил-лау совершил подвиг, достойный похвалы и уважения. "Мера зрелости" - так назвал журнал "Авиация и космонавтика" подвиг летчика Чернова. На Белорусской земле героические подвиги совершил Петр Щетина, помогая изгонять фашистов из Витебска. И как дань его мужеству и отваге, его имя занесено в книгу Почетных граждан г. Витебска. Много славных страниц он вписал в историю полка и в мирные дни. Он - заслуженный военный летчик СССР, и грудь его украшают многие награды. Пришел на встречу и неутомимый труженик неба подполковник М. И. Афанасьев. Не раз в суровом небе войны Михаил Иванович смотрел смерти в глаза, но не дрогнул, а выстоял и победил. Мы обнялись и вспомнили дни минувших лет и нашу встречу во Вьетнаме, куда он на самолете АН-12 доставлял гуманитарную помощь населению. И всматриваясь в лица ветеранов войны, вспомнил строчки моего друга поэта Федора Агапова: Дотронешься до сердца их, узнаешь, Что этот мир, сияющий в лучах, Они когда-то из огней пожарищ, Не дрогнув, выносили на плечах! Вскоре прибыли на встречу гости из Москвы, Смоленска, Минска. Среди них: начальник отдела боевой подготовки ВТА генерал Алексеенко Геннадий Иванович, который в 1987 г. возглавлял этот полк. В должности штурмана корабля в полку начинал службу генерал А. В. Медовиков, а закончил службу главным штурманом ВТА. Высокое летное мастерство и организаторские способности показали генералы В. Г. Акимов и Г. С. Обидин. Начав службу в полку в должности правого летчика, они, пройдя по всем должностным ступеням, в разные годы возглавляли 3-ю Гвардейскую военно-транспортную авиадивизию, поддерживая ее славные традиции. Аплодисментами был встречен генерал-полковник авиации В. В. Ефанов, который тоже служил в этом полку. В последующих годах, проходя службу в должности командующего ВТА, он снискал уважение у подчиненных и руководства ВВС России. Его участие в афганских событиях стали важными в совершенствовании лет-но-тактической и психологической подготовки, которая используется в частях ВТА. Нетрудно догадаться, о чем ведут речь при встрече ветераны, конечно же, "об огнях пожарищах, о друзьях товарищах..." И потому здесь можно было услышать: - А помнишь тот полет на Берлин? - А в Афганистан! - А во Вьетнам! - А в Анголу и Перу! Все это - страницы героического пройденного пути. Но как и в каждом доме или семье, у нас в полку были и свои "земные" заботы и проблемы, которые приходилось решать общими усилиями. И кто-то спросил меня: - А помните ваш приказ о наказании офицера Ковалева? - Конечно помню, - с улыбкой ответил я. Но те, кто не был знаком с этим приказом, попросили рассказать об этом. Наш летный лагерь в Воронково был расположен среди доброжелательного и гостеприимного населения Молдавии, за что мы им были благодарны. Как-то в воскресенье офицер Ковалев, поздно вечером возвращаясь из села Воронково с песней "Все выше, и выше, и выше...", перепутал дорогу в лагерь. А утром перепуганные жители села обнаружили его ... на кладбище, спокойно спящим среди могил. Подобного случая в авиации не было со времен полета Можайского. Пришлось задуматься над тем, как наказывать этого офицера, которого хоть в книгу рекордов Гиннесса заноси. К тому же по возрасту он был старше меня, да и прошедшая война его не пощадила. Однажды при возвращении с боевого полета самолет, в котором он был старшим бортовым техником, был сбит и рухнул на землю. Товарищи по полету погибли, а его в госпитале умные хирурги "сложили по частям", "склеили" и подлечили. И он снова продолжил службу в полку. Приказ, о котором напомнил ветеран, начинался со слов: "О наказании офицера Ковалева за преждевременное и самовольное отправление на кладбище..." И объявил ему "выговор". А далее было сказано: "Ограничиваюсь этим наказанием лишь только потому, что Ковалев на кладбище лежал головою в сторону нашего аэродрома..." Этот приказ у многих вызвал улыбки. Но офицеры полка правильно восприняли его цель, направленную на усиление дисциплины и ответственности за исполнение своих служебных обязанностей, что положительно сказалось в освоении самолета Ту-4. А офицер Ковалев добросовестным трудом заслужил снятия этого взыскания. Инженер полка Сергей Троицкий напомнил еще один эпизод, который можно, пожалуй, увидеть лишь в кино. Наши жены поездом из Витебска прибыли в Воронко-во, чтобы посмотреть на лагерную жизнь. Мы сняли им комнаты в г. Рыбнице. Позагорав дней десять под ласковым солнцем на берегу Днестра, они поездом отправились обратно в Витебск. А вечером того же дня из штаба дивизии поступила телеграмма, чтобы мы на следующий день к 10 часам прибыли на совещание в г. Витебск. Прибыв в Витебск на самолете в назначенное время и выслушав указания генерала Зайцева, мы поспешили на вокзал, чтобы встретить своих жен. Они, выходя из вагона и увидев нас с букетами цветов в руках, были весьма удивлены. - Да как же это могло случиться? - естественно спросили они. Мы про телеграмму из штаба дивизии, конечно, промолчали, лишь коротко ответили: - Для милых жен не жалко и самолетов полка. Они понимали, что все это не так, но "рыцарский" комплемент согревал их души. И вот еще один забавный момент встречи. Подошедший ветеран обратился ко мне. - Вас хочет видеть одна женщина. - Надо же... помнят, - с улыбкой произнес мой давний друг полковник В. Серебряков. Жены ветеранов стояли в тени деревьев, оживленно беседуя между собой. При подходе к ним, одна из них спросила: - А вы помните меня? - Конечно, - улыбаясь, ответил я. Услышав мой ответ, женщины заинтересованно приблизились, и кто-то из них сказал: - А ну, Сергей Алексеевич, выкладывайте, с чего это ваше знакомство началось? - А началось с молдавской земли. Наш молодой, стройный и красивый штурман корабля Анатолий Орлов в селе Воронково встретил смуглянку-молдаванку Лидию. И как в романах пишут, влюбился с первого взгляда. В тот вечер он попытался увести ее, но местные ребята, обескураженные таким оборотом ... арестовали его. И заканчивая эту веселую беседу, сказал: - О том, как его освободили, и как они вскоре сыграли свадьбу, она расскажет вам сама. А я рад, что их союз был согрет теплом ее лучистых глаз, и с той поры они живут в любви и согласии и служат примером для многих влюбленных. При встрече ветеранов было все: и воспоминания, и объятия, и теплые слова, от которых слезой заволакивало глаза. Трудным был путь ветерана, да не легок он и сегодня. Слишком дорого мы платим за несовершенство системы государственной власти. Может быть, поэтому, была и ностальгия по прошлому. У нас было много интересного. Мы жили дружной единой семьей, не делили себя по образовательному уровню и национальному признаку. В полку были различные спортивные кружки по интересам. Активно действовал коллектив художественной самодеятельности, где участвовали наши семьи. И в торжественные праздничные дни со сцены клуба звучала гордо песня: Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор... "Мы не просто распевали песни, - говорит маршал авиации Иван Пстыго. - Мы жили их идеями, их содержанием, что сплачивало, консолидировало. Каждый тянулся к светлому и чистому, оберегая от влияния дурного, безнравственного. И мы гордились своей причастностью к тому, что возвышало нашу Родину в глазах всего мира". С волнением в душе пролетел тот миг, когда под звуки торжественного марша перед нами пронесли Боевое Знамя 339-го военно-транспортного авиаполка. Это была встреча с боевой молодостью. Наши торжественные мероприятия закончились в ресторане "Аврора", где мы свой первый тост провозгласили за Победу и за тех, кто шагая по дорогам войны, не дожили до этого дня. Поблагодарив за участие в торжественных мероприятиях руководство г. Витебска, Совет ветеранов 339-го авиаполка во главе с Борисом Тарасовым и командира летного отряда "ТрансАвиаЭкспорт" Игоря Вашкевича, внесшего большой вклад в организацию торжественных мероприятий, мы возвращались домой с верой и оптимизмом, что не угаснет память о тех, кто здоровье и молодость души отдал служению Отечеству. И хотя после распада СССР полк в 1996 г. был расформирован, я душой все в том же полку, и звучат в моем сердце строчки из гимна полка: Взлетая в небесную высь, Присяге верны были свято. Службой Отчизне гордись И помни о 339-м. |