Четверг, 28-03-2024, 21:20, $ONLINE COUNTER$, $ONLINE USERS LIST$
339 втап г. Витебск
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Самолеты
История
Витебск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 
Главная » 2006 » Июнь » 20 » «И ВОТ ЗНАКОМОЕ ЧИСЛО ВОСПОМИНАНЬЕМ ОБОЖГЛО»
19:57
«И ВОТ ЗНАКОМОЕ ЧИСЛО ВОСПОМИНАНЬЕМ ОБОЖГЛО»

 
    Автор этих заметок - майор запаса, бывший начальник медслужбы 339-го авиационного полка ВТА ВВС Тарасов Борис Николаевич. Вместе с экипажами ВТА он в свое время участвовал в событиях, которые вошли в историю как «локальные войны». Побывал в Анголе, дважды в Эфиопии. Участие нашей страны в событиях горячих точек засекречивалось от общественности, но память тех, кто в локальных войнах участвовал, не ослабевают. Наоборот, это осталось в их сердцах, до сих пор бередит душу, вызывает желание восстановить истинную картину происходившего, вспомнить и назвать поименно друзей-товарищей, с кем каждый раз вылетали навстречу смертельной опасности из страны, официально провозгласившей себя «оплотом мира»…
   1. Родина Ганнибала – год 1977.Африка… таинственный, экзотический, непредсказуемый континент. Мы появились в его небе на своих «аэрофлотовских» АН-ах, совершенно не подозревая, какие сложные политические коллизии развивались, как на границах Сомали и Эфиопии, так и внутри самой Эфиопии – на севере и юге известной родины Эфиопии Ганнибала. Кстати, не случайно все-таки искрой божьей, талантом обернулась ганнибальская наследственность в крови непревзойденного русского поэта: эфиопы, действительно, очень гордый, самолюбивый, талантливый народ. Их родина – едва ли не единственная на африканском континенте свободолюбивая страна, не бывавшая ничьей колонией. К тому времени, о котором идет речь, в Эфиопии насчитывался солидный отряд специалистов -как гражданских, так и военных, - получивших образование и навыки в лучших высших учебных заведениях Западной Германии, Англии, Америки. Так что этот народ мы, честно признаться, недооценивали. Однако в развитие этой страны многое вложил и Советский Союз, его специалисты, в том числе и военные летчики. В результате бескровного военного переворота к власти в стране пришел лейтенант Менгисту Хайле Мариам. Летом 1977 года разразилась война с Сомали. Но и сама Эфиопия уже была, что называется, в огне внутренней гражданской войны. Вот в такой сложной обстановке и начинали свои действия витебские и псковские экипажи по оказанию помощи эфиопскому народу.
   2. «Белая кость, голубая кровь». 14 ноября наш самолет приземлился в аэропорте Боле эфиопской столицы. Тогда-то я впервые и оказался в одной связке с нашими летчиками, с наземными инженерно-техническими специалистами, но главное -свела меня судьба с удивительным человеком, имя которого, наверно, мало кому что-то говорит. Не удивительно: даже многие прославленные летчики долгие годы оставались «безымянными героями». А тут-старший борт-переводчик, Юрий Иванович Бадюков. И все же именно о таких специалистах всегда говорили- «белая кость, голубая кровь». Они были на вес золота. От таланта, профессионализма переводчика на борту самолета в чужих, неизведанных небесах, да и в странах, зависела жизнь –в самом прямом смысле этого слова-всего экипажа. Сегодня Юрий Иванович-майор запаса. Но в своё время он 16 лет, с 1972 по 1988 годы, облетал с экипажами ВТА все горячие точки земного шара: Сирия, Египет, Ангола, Йемен, Афганистан… А вообще ему пришлось выполнять полеты в 36 стран мира. В его летной книжке -5,5 тысячи часов налета. Представьте, что это равносильно тому, как если бы человек провел в полете без перерыва практически год! Колоссальная нагрузка ложилась на переводчика как в полете, так и на земле. Можно смело сказать, что Юрий Иванович водил наши самолеты по международным воздушным трассам наравне с командиром и штурманом. Общаясь с представителями разных государств, он фактически представлял лицо нашей авиации. Кстати, два года ( вскоре после Эфиопии) Ю.Бадюков являлся и наблюдателем ООН. Да, у него есть ученики-переводчики, которые сегодня летают. Дай бог, чтобы не было в их жизни «горячих точек». Ведь это только в кино или по телевизору можно красиво показать даже самую дрянную заварушку. Войны -локальные они или масштабные -остаются войнами. Они сжигают судьбу человека, здоровье, нервы. Они в какой-то мере все равно убивают человека, даже если он и остается жив…
   3. «И я там был, водичку кипятил…» А еще мы теряли своих друзей… За год четыре самолета (правда, не витебских) разбились в Эфиопии. Гибли высококлассные летчики –невероятно сложные условия чужой страны были порой сильнее воздушных ассов. Наша военно-транспортная авиация была фактически первооткрывателем воздушного пространства африканских стран, а потому работали буквально вслепую. Не мудрено: аэродромы, посадочные полосы у эфиопцев были мало того, что грунтовые, так еще и без средств связи, без навигации, а поэтому, что самое страшное, было неизвестно кто контролирует эту местность. Мы попали в очень тяжелые климатические условия высокогорья. Адис-Абеба находится на высоте 2800 метров над уровнем моря. А потому элементарное -запустить двигатели –было делом непростым. Пески буквально засыпали самолеты, забивались фильтры. Срок адаптации людей в условиях гипоксии проходил очень тяжело. Здесь наблюдалась повышенная солнечная радиация, трудно было переносить и очень резкие суточные перепады температуры от 30 градусов жары днем до +2 – +3 ночью. Ожоги, простуды были обеспечены нашим людям. Но я, конечно, как врач старался не допустить этого. Ведь от наших летчиков требовали напряженной и мужественной работы: экипажи вставали в 5 утра, делали по нескольку рейсов и возвращались на базу поздним вечером. А некоторые наши военные «мессионеры» беспокоились: не жируют ли летчики? Хоть известно: чтобы без нарушений эксплуатировать технику, использовать её с максимальной нагрузкой, с соблюдением всех правил авиации, необходимо одно очень главное условие – высокая работоспособность авиаторов должна обеспечиваться хорошим питанием, такими же условиями отдыха и знанием обстановки. И если наши, витебские, экипажи возвращались домой целые и невредимые – это было нашей общей заслугой: и врача, и повара, и наземной службы, и летчиков, и командиров. Я счастлив, что 18 августа 1978 года получил орден Красной Звезды из рук Заслуженного Военного Летчика СССР, командира прославленного 339-го военно-транспортного полка, полковника А.Черниченко. Кстати , Александру Евсеевичу в этом году исполняется 70 лет, и думается, руководство города, бывшие однополчане воздадут этому легендарному человеку должное внимание. Там, в Эфиопии, специальные боевые задания успешно и безаварийно выполнялись потому, что решающую роль в этом играли наши командиры: первые командиры кораблей А.Тулумбасов и В.Артеменко, командир отряда В.Кисилев, штурман И.Цивунин, командиры Г.Обидин, О.Репенько, С.Корниенко, В.Павлов, Ю.Старобинец, начальник ТЭЧ Г.Иванов. …Ну, а я на всю жизнь запомнил, как кипятил воду! Ночами не спал – кипятил автоклавами воду. Кипит-то она в условиях высокогорья при температуре + 86°C, а мне нужно было в этом очаге инфекции сохранить людей здоровыми. В мае 1978 года домой нас вернулось столько же, сколько и прилетело в Эфиопию для работы, которая называлась «локальная война».  

 Борис Тарасов. 14.02.1998г.

Просмотров: 1551 | Добавил: vtap339
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Календарь
«  Июнь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта