Люди, служившие в авиации,
легко представят служебную дистанцию между командиром авиационной дивизии и
техником по РТО одного из полков этой дивизии. Однако, как мне кажется, чтобы
лучше понять масштаб этой личности, очень важно вспомнить, каким он виделся в
те годы и каким остался в памяти через 50 лет именнов среде тех „лейтенантов“, многих из которых
он лично даже не знал.
Коренастый, энергичный, целеустремлённый,
со следами сильных ожогов на лице, он был „фанатиком неба“.Совершая служебные перелёты на Ил-12 или
Ли-2, он никогда не летал пасажиром, а сам садился за штурвал. Это знали все, и
я сам был дважды тому свидетелем. Летать! Летать! и Летать! – и этот его личный
пример создавал атмосферу воодушевления и вдохновенного порыва в подчинённых
ему частях.
Основное практическое освоение
самолётаАН-12 экипажами 339 втаппроходилов 1959 году.С мая по ноябрь полк находился в Сеще, где
всё лето шла интенсивная лётная работа. До начала сентября жили в палаточном
городке, располагавшемся в берёзовой роще на краю аэродрома.Три лётных дня в неделю – вторник, четверг,
суббота. Начало полётов в 7.00. В эти дни ровно в 6.30 садился Ил-12 (иногда
Ли-2)– Н.Ф.Зайцев прибыл из
Витебска.Целый день он летал: летал как
инструктор, как проверяющий и допускающий, летал на себя. В конце дня - разбор
полётов.Взлетевший и взявший курс на
Витебск Ил-12 оповещал всех – лётный день закончен. И так всё лето, без каки бы
то ни было изъятий. Венцом этого труда стало участие полка в начале сентября
1959 года в крупных учениях с базированием полка в Прилуках, когда самолётАН-12 в лице 339 втап и 10 экипажей
сещенского полка проходил первую войсковую проверку. И отличная оценка за
учения, полученная от Министра Обороны.
Освоение нового типа самолёта не
могло, разумеется, обойтись без острых моментов. Так, летом 1959 г. в Сеще
произошла крупная авария, к счастью, не повлекшаяза собой гибель людей. Отрабатывая упражнение
по программе полётов „на крайних режимах“, экипаж капитана Назаревича должен
был выполнить посадку с зафлюгированнымпо программе 4-м двигателем. Пройдя траверз и выпустив шасси, экипаж
зафлюгировал 4-й двигатель, однако при дублировании этой операции вместо
тумблера„Останов 4-го двигателя “
ошибочно включили тумблер „Останов 3-го двигателя“ . Далее в результате
хаотичных действий экипаж сам зафлюгировал 2-й и 3-й двигатели и с одним
работающим двигателем плюхнулись в поле. После этого вышел строгий приказ,
запрещавший старшим борттехникам флюгировать двигатели без приказа командира.
В скором времени после этого,
Н.Ф.Зайцев, имея в качестве правого лётчика инспектора дивизии Т.С.Лядского,
совершал полёт из этой же программы – „отказ 4-го двигателя на взлёте“.Сразу после отрыва на глазах у всех самолёт
повалило в глубокий крен, и он едва не задел правой плоскостью землю.Это стало следствием грубой ошибки правого
лётчика, который после отрыва убрал РУДы с взлётного режима до того, как
задействовал тумблер „Останов 4-го двигателя“ для имитации его отказа. Тем
самым, оказалась разомкнутой система автофлюгирования, и двигатель стал входить
в режим авторотации. Катастрофа была бы неминуема, если бы не мгновенная реакция
старшего борттехника Фёдора Ковылина, зафлюгировавшего 4-ё двигатель, и если бы
не лётное мастерство и хладнокровие Н.Ф.Зайцева в этой экстремальной ситуации.
Я видел, как после посадки Н.Ф.Зайцев вышел из самолёта, снял куртку ( вся
рубашка была мокрая), и обняв Ф.Ковылина, сказал: „Не хотел бы я еще раз
пережить такое“.
Через несколько дней на собрании
офицеров Николаю Федотовичу не без лёгкого ехидства был задан вопрос: „А что
будет Ковылину за самовольное флюгирование?“Выражение лица Зайцева было столь красноречиво, что все дружно
рассмеялись.
Мне запомнилось начало выступления
Н.Ф.Зайцева на похорогах экипажа И.К.Горбунова:
„ Дорогие
члены семьи и родственники погибших!
Товарищи солдаты, сержанты и офицеры!
Трудящиеся нашего славного городы
Витебска!“
Это говорил человек, разделявщий горе
родных и близких, это говорил командир, скорбивший об утрате боевых соратников,
это говорил государственного ума руководитель.
Один случай помог мне, благодаря Н.Ф.Зайцеву,
избежать грозившего мне взыскания. Жил я тогда в холостяцком общежитии на
Сурожской улице.По утрам за нами из
Журжева приезжали два МАЗа(по двум
последним цифрам номеров их так и называли„92-ой МАЗ“ и„93-й МАЗ“).
Молодым людям частенько хотелось поспать до „последнего“, а это приводило к
опозданиям. Не был исключением и я. Однажды начальник штаба Востоков меня
предупредил: „Ещё раз опоздаешь на построение – накажу!“.И вот вскоре после этого я опять опоздал на
последний МАЗ.Схватил таксии помчался. Дорога была обледенелая, на
спуске к Журжево водитель не справился с управлением и левым задним крылом
задел встречную машину. Посыпались стёкла, машину занесло, развернуло. Я побрёл
дальше пешком за неизбежным взысканием. Вдруг в предрассветных сумерках увидел
остановившуюся рядом„Победу“, и
Н.Ф.Зайцев пригласил меня в машину.Через 2-3 минуты мы подъехали к месту построения полка, на глазах у всех
Зайцев и я вышли из машины, к нему с рапортом направился командир, а я
скромненько, бочком стал в строй.Во
время обеда, увидев меня на крыльце столовой, Востоков строго спросил: „Ты
почему сегодня опять опоздал?“,на что я
емус притворным сокрушением ответил:
„Лучше бы я с Зайцевым не поехал, но он позвал, неудобно было отказаться. То в
одно место по деламзаехал, то в другое.
Он-то не боялся опоздать.“Востоков,
конечно, понял моё лукавство, но засмеялся и махнул рукой.
Спустя 30 лет я, уже будучи в
отставке, работал главным инженером одного предприятия в Москве. Однажды в мой кабинет
пришёл посетитель, который представился, точно теперь не помню, то ли
секретарём Витебского горкома, то ли председателем исполкома. Оказалось, что на
нашем предприятииразмещён заказ,
предназначенный для г.Витебска, и он приехал попросить об ускорении выполнения
этого заказа.Конечно же, просьба его
была удовлетворена. Я спросил у него, знакомо ли ему имя Николая Федотовича
Зайцева. Мой вопрос вызвал у него недоумение: „Конечно! Это очень уважаемый у
нас человек, почётный гражданин г.Витебска.“.Через несколько месяцев после
этого визита я встретил Н.Ф.Зайцева в московском метро. Он был с женой.Я его сразу узнал, подошёл к нему и
представился.Мы поговорили минут 15, в
основном о том, как сложилась судьбанекоторых бывших командиров. Это был 1989 год.
Прочитав на сайте о том,
что на борту одного из самолётов ВТА начертано имя„Николай Зайцев“, я подумал о том, что это и
есть продолжение для потомков земной жизни этого яркого человека.