Среда, 26-04-2017, 11:05

Меню
 
 
 
История Витебска
 
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  Витебск, губернский город на Зап. Двине; узлов. ст. жел. дор. Жителей 81 т. (1904; великорусов 12%, белорусов 22%, евреев 50%, остальн. поляки и латыши). Отпуск дров и льна в Ригу. Фабр. и зав. 90 с оборот. около 300 т. руб.; 11 учебн. зав., в том числе муж. и жен. гимназии, духовн. семинария; город. доходы (1904): 418 т., расходы 418 т. Город. долг 762 т. В. упоминается впервые 1021 (Видьбеск, Витепеск), 1320 присоединен к Литве, 1597 получил магдебургское право, 1664-67 был занят русскими, присоединен к России 1772, с 1796 губернский город - Уезд в юго-вост. части губ., по реке Зап. Двине; 3001 кв. вер., холмистая местность. Жителей (без г. В.) 108 т., большей частью белорусы, затем великорусы и поляки. Почва глинистая, урожаи плохи. В у. зашт. г. Сураж (2700 ж.).
 
•••
 
ИСТОРИЯ ВИТЕБСКА (БСЭ)
  (от названия р. Витьба), город, центр Витебской области БССР. Расположен на возвышенных берегах р. Западная Двина, при впадении в неё р. Витьба. Крупная пристань. Узел железных дорог, связывающих города БССР и УССР с Ленинградом и Прибалтикой. Третий по численности населения город БССР: 231 тыс. чел. в 1970 (66 тыс. в 1897; 106,5 тыс. в 1913; 167 тыс. в 1939; 148 тыс. в 1959). Памятники архитектуры: Благовещенская церковь (12 в., сильно разрушена), классицистический губернаторский дворец (до 1772), ратуша (1775, 3-й этаж - 19 в.). По генеральному плану 1945-47 (архитектор А. М. Касьянов) создаётся радиально-кольцевая планировка города, реконструированы улицы Ленина и Кирова (1952-60), созданы новые районы, построены мост через Западную Двину (1953-55), вокзал (1950-е гг.), Белорусский драматический театр им. Я. Коласа (1960-е гг.).
 
•••
 
   Витебск возник на большой судоходной реке Западной Двине, в том месте, где в нее впадает река Витьба в 974 году. Место, где начал формироваться город, было удобным: наличие судоходной реки - торгового пути; дерева и камней - строительного материала; возвышенного места, окруженного реками, - отличного защитного рельефа.          

 
Верхний замок
1. Остатки Княжеского дворца.
2. Михайловская церковь.
 
Нижний замок
3-Замковые ворота.
4-Завитьбенские ворота.
5-Задунайские ворота.
6-Заручайские ворота.
7-Благовещенская церковь.
8-Большая (главная) улица.
 
 
   Археологические исследования, проводимые на территории древнего города в 60-70 годы белорусскими археологами, дают материал для выяснения исторической топографии Витебска. Г.В.Штыхов считает, что Витебск сформировался на возвышенности и в долине реки Витьба из отдельных поселений кривичей на рубеже IX-X века. Первоосновой города было древнее городище, которое размещалось на левом берегу Витьбы на высоком взгорке - Замковая гора. Вокруг городища в третьей четверти первого тысячелетия возникли поселения - одно у подножия Замковой горы, другое - несколько дальше, на берегу Западной Двины, у Ручья (Замковый или Пилатов), - рукава Витьбы. Поселения существовали и на мысу при впадении Витьбы в Западную Двину. В IX - начале X века городище на Замковой горе являлось укрепленным центром Витебска. В XII веке оно уже занимало всю территорию Замковой горы. С конца X века была заселена и территория около Замковой горы, между рекой Витьбой и Ручьем. В это же время начала заселяться и северная территория за Витьбой.  

Чертеж места Витебска 1664 года.
 
   Витебск формировался по принципам древнерусского градостроительства. Центром его планировочной структуры являлся укрепленный замок, размещавшийся на высокой горе на слиянии рек. К нему прилегал окружающий город (посад), который занимал территорию около Замковой горы, вдоль Ручья. Замок имел деревянные защитные стены, с западной стороны его прикрывала Западная Двина, а с северной - Витьба. Окружающий город занимал вытянутую с запада на восток территорию в три раза большую, чем замок. С северной стороны его застройка подходила к замку, с южной и восточной сторон была окружена Ручьем с притоком - ручей Дунай, а с западной - Западной Двиной. В городе первоначально находилась торговая площадь. Можно сказать, что в XIII - XIV веках витебский посад имел развитую планировку и застройку, о чем свидетельствуют археологические находки на этой территории. В восточной части города (современная площадь Свободы) был выявлен культурный слой толщиной 4 - 5 метров. Тут были найдены деревянных построек, глинянные тигли для плавки металла, каменные формы для отливки и другие вещи, говорящие о высоком уровне быта и культуры. В 1969 году тут найдена берестяная грамота конца XIII века. В западной части посада сохранились до нашего времени остатки уникального памятника архитектуры XII века - Благовещенской церкви.
   Во второй половине XIII - начале XIV веков Витебск уже был крупным торговым центром. Он находился на перекрестке Волховско-Днепровского и Западнодвинского водных торговых путей, что способствовало экономическому и градостротельному развитию. На месте посада образовался Нижний замок. Вместе с Верхним Нижний замок образовывали единую систему защитных укреплений и город стал развиваться в северном направлении.
   Развитие Витебска в конце XVIII века связано с объединением Беларуси с Россией. В это время город делилсяна три части: Взгорскую, Заручейскую и Задвинскую, как это и складывалось исторически. По плану 1839 года во Взгорской части насчитывалось 16 улиц и 1206 строений, в Заручейской - 22 улицы и 961 строение, в Задвинской - 20 улиц и 1127 строений.
   В конце XIX - начале XX века Витебск развивался относительно быстро. Бурное развитие промышленности и строительство железной дороги способствовало росту населения, увеличению городской территории. В это время Витебск становится не только торговым, но и промышленным, административно-финансовым и культурным центром. В 1866 году начало действовать железнодорожное направление Рига-Орел, прошедшая через Витебск. Позже "железка" связала Витебск с Москвой, Петербургом, Киевом - крупными промышленными центрами.
   Выдающимся событием в истории города было строительство в 1898 году трамвайной линии. Это был первый в Беларуси трамвай на электрической тяге и один из первых в России. 
   В результате бурной истории старая часть нашего города, которая сохранила планировку XVII-XIX веков и застройку XVIII-начала XX века - невелика, и ограничивается улицами Ленина, Толстого, Якуба Коласа, ее пересекают: улицы Политехническая, Суворова, Крылова, Маяковского. Историко-архитектурная зона в старом городе занимала центральное положение, здесь находились главные жилые, общественные и религиозные строения. Если посмотреть "Чертеж места Витебска 1664 года", то можно увидеть, что направления современных улиц Ленина, Суворова, Толстого существовали в то время как главные дороги Взгорского замка. В XIX веке с осуществлением регулярного плана города они были упорядочены.
 
 
 
 
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ССЫЛКИ
Статистика