Суббота, 21-10-2017, 02:30, $ONLINE COUNTER$, $ONLINE USERS LIST$
339 втап г. Витебск
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Самолеты
История
Витебск
Фотоальбом №2
Статьи [14]
Воспоминания [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи

История ВТА
   История военно-транспортной авиации неразрывно связана с развитием отечественной и зарубежной авиации. Она прошла сложный путь от отдельных авиационных подразделений 30-х годов до оперативно-стратегического объединения Верховного Главного командования в настоящее время.

   Идея использования авиации для перевозки войск и военных грузов, в том числе в тыл противника, родилась и получила первое подтверждение еще в годы первой мировой и гражданской войн.

   В период между двумя мировыми войнами Советский Союз первым в мире создает Воздушно-десантные войска, отрабатывает на крупных учениях и маневрах теорию и практику применения воздушных десантов и авиации для их доставки в глубокий тыл противника. Воздушно-десантные войска, продемонстрировали высокий боевой потенциал и эффективность на крупных учениях, маневрах, в локальных войнах и конфликтах предвоенного периода.

   В эти же годы одновременно получают развитие вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях.

   2 августа 1930 года на учениях под Воронежем по инициативе начальника ВВС КА командарма 2-го ранга Петра Ионовича Баранова впервые было продемонстрировано десантирование группы летно-технического состава 11 авиабригады ВВС МВО под руководством и при участии старшего летчика Леонида Григорьевича Минова.

   В Ленинградском военном округе был сформирован первый Опытный воздухо-десантный отряд, который положил начало развития нового вида нашей авиации – Военно-транспортной авиации. На основании директивы штаба РККА № 1\013295 был создан опытный воздухо-десантный отряд в составе тяжелой бомбардировочной эскадрильи из 12-ти самолетов ТБ-1 и корпусного авиаотряда из десяти самолетов-разведчиков Р-5. Его командиром стал Евгений Дмитриевич Лукин. Дата завершения формирования отряда 1 июня 1931 года утверждена как День создания военно-транспортной авиации.

   Появление Военно-транспортной авиации родило новые идеи стратегии и тактики ведения боевых действий. Среди них – идея десантирования, впервые осуществленные нашими авиаторами –транспортниками.

   Изначально выброска десанта составляла главную боевую задачу для военно-транспортной авиации, наряду с этим одновременно отрабатывались вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях. И отрабатывая ее, авиаторы проявляли мужество, мастерство и преданность Отчизне.

   Еще до начала Великой отечественной войны, Военно-транспортной авиации, кроме выброски и высадки десанта, были определены другие задачи:

   • переброска войск на большие расстояния;

   • транспортировка боевых грузов для войск, действующих в тылу противника;

   • эвакуация населения и раненых…

   Во время советско-финской войны (декабрь 1939 – март 1940г.г.) был приобретен опыт практического применения авиации для транспортировки по воздуху войск, военных грузов и эвакуации раненных в боевой обстановке. Было эвакуировано более 21 тысячи человек, переброшены по воздуху более двухсот тонн медикаментов и медицинского оборудования, более 3000 литров крови, перевезено более тысячи четырехсот тонн грузов. Однако военно-транспортная авиация как объединение ВВС еще не существовала. Отсутствовали и специализированные военно-транспортные самолеты. Для выполнения специальных задач в довоенное время и в годы войны применялись самолеты бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, Ил-4, Ли-2, По-2, ПР-5, пассажирские и грузовые самолеты ГВФ Г-1, Г-2, ПС-84.

   В грозные годы Великой Отечественной войны Военно-транспортная авиация выполняла все эти задачи с честью, мужественно и обстоятельно …

   О роли авиации, как воздушного транспорта в годы Великой Отечественной войны свидетельствует тот факт, что для выполнения транспортно-десантных задач было выполнено более 1,7 миллионов самолето-вылетов, что составляет свыше 31 % от общего количества самолето-вылетов всей авиации.

   Транспортная авиация в определенных условиях являлась единственным средством обеспечения жизнедеятельности в осажденных и блокированных городах, поддержания боеспособности находящихся в них войск.

   За мужество и героизм проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, десятки военнослужащих ВТА стали Героями Советского Союза, многие были награждены боевыми орденами и медалями, отличившиеся части и соединения преобразованы в гвардейские и награждены боевыми орденами. Полки и дивизии получили почетные наименования. В послевоенные годы прославленные части и соединения составили основу ВТА.

   В марте-апреле 1946 года была создана военно-транспортная авиация как авиационное объединение в составе Воздушно-десантных войск – Десантно-транспортная авиация (далее ДТА) ВДВ. В ее состав вошли пять авиационных дивизий ВВС на самолетах Ли-2 и По-2. Самолеты Ли-2 составляли основу самолетного парка ВТА до конца 50-х годов. Одновременно на ее вооружение поступают самолеты Ил-12Д в 1948 году, Ту-4Д в 1955году, Ил-14Т в 1956году, вертолеты Ми-4 в 1953году и десантные планеры Ц-25 и Як-14.

   Первым командующим Десантно-транспортной авиацией был назначен генерал-лейтенант авиации Константин Николаевич Смирнов. В 1949 году ДТА преобразована в Транспортно-десантную авиацию. В 1950 году командующим Транспортно-десантной авиацией был назначен маршал авиации Николай Семенович Скрипко, возглавлявший ее затем 19 лет. Непосредственно в Транспортно-десантную авиацию вошло 6 авиационно-транспортных дивизий дислоцирующихся в европейской части Советского Союза. Три транспортных полка ВВС и 1-ая авиационно-транспортная дивизия ВДВ находились в непосредственном подчинении главнокомандующего войсками Дальнего Востока.

   В 1955 году ТДА выводится из состава ВДВ и преобразуется в род Военно-воздушных Сил с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС.

   В 50-годы разрабатываются специальные военно-транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12, которые в конце 1958-го поступили на вооружение соединений и частей ВТА. Новые самолеты с турбовинтовыми двигателями и грузовыми люками в хвостовой части, открывающимися в полете, с грузоподъемностью, в 3-5 раз большей, чем у самолетов первого поколения, оснащенные более совершенным прицельно-навигационным, десантно-транспортным оборудованием и средствами межсамолетной навигации, совершили революцию в вопросах боевого применения ВТА. Военно-транспортная авиация стала всепогодной, способной десантировать парашютным способом соединения и части ВДВ со штатной техникой и вооружением в боевых порядках, перевозить тяжелую технику и вооружение других видов Вооруженных Сил.

   В 1967 году парк ВТА пополнился самолетами Ан-22 «Антей», позволившими решить проблему авиатранспортабельности боевой техники Сухопутных войск на 100%.

   В 1974 г. на вооружение ВТА поступил первый отечественный военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76, ставший к середине 80-х годов основным самолетом военно-транспортной авиации. Эта универсальная машина обеспечивает выполнение всех основных задач ВТА уже более 30 лет.

   В 1987 г. тяжелый дальний самолет Ан-124 существенно расширил возможности ВТА по стратегическим перевозкам тяжелой крупногабаритной техники и грузов.

   Неоценима роль командующих – генерал-полковника авиации Пакилева Георгия Николаевича, маршала авиации Волкова Александра Никитовича, генерал-полковника авиации Ефанова Вячеслава Васильевича, генерал-лейтенанта авиации Дырдина Вячеслава Александровича, возглавлявших ВТА в разные годы.

   За этот период накоплен богатейший опыт развития теории и практики применения ВТА, перевооружения на современные самолеты, эксплуатации новой авиационной техники, выполнения задач по предназначению на многочисленных учениях и маневрах, локальных войнах и конфликтах, ликвидации последствий экологических и технологических катастроф, миротворческих операциях.

   За послевоенный период военно-транспортной авиацией накоплен богатейший опыт выполнения практических задач в интересах государства, его Вооруженных Сил и народного хозяйства.

…Пики истории…

Это время испытания человечества на прочность, крепость и честность…

Наша история щедра на пики – вот только некоторые из них…

1956 год - выполнение правительственного задания по оказанию интернациональной помощи Венгерскому народу;

1961-1962 годы – оказание помощи народам Лаоса и Вьетнама;

1968 год - выполнение правительственного задания по оказанию интернациональной помощи Чехословацкому народу;

1970 год- выполнение специальных заданий в Арабской Республике Египет;

1973 год выполнение правительственных заданий в Сирийской Арабской Республике, Ирак, Арабской Республике Египет;

1975 год – оказание интернациональной помощи населению Сомалийской Демократической Республики пострадавшему от засухи;

1978 год – выполнение правительственного задания по оказанию интернациональной помощи народу Эфиопской Демократической Республики;

1979 – 1989 годы обеспечение боевых действий в Афганистане.

   Особое место в истории ВТА занимает этот период, где Военно-транспортная авиация являлась основным, а нередко и единственным средством сообщения с Большой Землей. Всего экипажи ВТА выполнили в Афганистане почти 27 тыс. самолето-рейсов и перевезли свыше 880 тыс. тонн различных грузов. За проявленные при этом мужество и летное мастерство более 1700 офицеров, прапорщиков и солдат награждены правительственными наградами.

   В августе 1992 года. Из-за ожесточенных боев в столице Афганистана Кабуле, осажденном моджахедами, возникла реальная угроза для жизни сотрудников посольств многих стран и республик, в том числе и российского посольства.

   В важности спланированной операции нас не было необходимости убеждать, такую оценку дал генерал-полковник авиации Ефанов Вячеслав Васильевич. Поэтому к выполнению боевого задания были привлечены лучшие экипажи одного из передовых полков ВТА. Чего стоило тогда военачальнику принять это решение, сегодня можно только догадываться. Ведь не в учебный полет он провожал подчиненных, а на задание, связанное с риском для жизни. И коль ситуация требовала выбора, Вячеслав Васильевич сделал его, полагаясь на знание людей, веру в мастерство исполнителей. Ошибиться он не мог, что ставку сделал на самых опытных летчиков из числа своих учеников – командира полка полковника Зеленова Евгения Алексеевича и командира эскадрильи подполковника Копыркина Анатолия Степановича, еще в годы афганской войны познавших коварный характер высокогорных аэродромов и местных моджахедов. Российское посольство было эвакуировано.

   С начала 90-х годов, это выполнение правительственных заданий по доставке личного состава и вооружения в ряд республик, для поддержания Конституционного порядка на территории бывшего Советского Союза, выполнение задач по обеспечению вывода советских, а затем российских войск с территории Венгрии, Германии, Польши, Чехословакии, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии, Белоруссии, Молдавии и Украины. Вывоз беженцев из районов вооруженных конфликтов и доставка контингента миротворческих сил России в Северо-Осетинскую и Ингушскую республики;

   ВТА неоднократно доказывало свою значительную роль при ликвидации последствий землетрясений, наводнений и других экологических и техногенных катастроф. В 1948 г. оказание помощи населению Ашхабада, в 1966 г. Ташкента пострадавших от землетрясений. В 1970 г. ликвидация последствий землетрясения в Перу. 1970 г. выполнение специального задания по оказанию помощи населению Бангладеш, пострадавшему от наводнения. 1986 г. – ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В декабре 1988 – январе 1989 гг. ВТА практически всем составом участвовала в ликвидации последствий землетрясения в Армении. В начале 2005 года оказание помощи пострадавшим от землетрясения в Индонезии. Тогда в кратчайшие сроки были подготовлены 6 экипажей Ил-76 и один экипаж Ан-124. Всего выполнено 14 самолеторейсов, перевезено более 450 тонн различных грузов, в том числе мобильный госпиталь и все необходимое для его работы: 22 единицы техники и более 200 человек.

   ВТА является мощной воздушной артерией, которая в буквальном смысле слова «питает» районы бедствий и стихии. Чтобы не случилось в нашей стране или в любой точке мира, ее экипажи первыми доставляли потерпевшим необходимую помощь. Именно благодаря их самоотверженности, нередко связанной с риском для жизни, удавалось в чрезвычайно короткие сроки приходить на помощь людям.

   Выполняет ВТА и задачи, которые невозможно отнести к числу ординарных. Начиная с 1957 и по 1994 гг. экипажи ВТА участвовали в обеспечении запусков искусственных спутников земли и пилотируемых космических аппаратов.

   В 1967-1970 гг. выполнялись полеты по программе выброски парашютистов в высокогорных районах Памира. На протяжении многих лет военно-транспортная авиация участвовала в работе различных ведомств по изучению высокоширотных областей Арктики и их практическому освоению.

   Опыт последних лет показывает, что ВТА может использоваться не только для переброски своих войск и сил, но перевозить воинские контингенты, боевую технику, вооружение миротворческих сил, войск ООН в районы межнациональных конфликтов.

   В 1994 году самолетами Ан-124 из Франции на аэродромы государств Центральной Африки перевезено 1550 чел. и 9230 тонн различных грузов сил ООН. В 1996 г. на самолетах ВТА переброшена российская бригада миротворческих сил в Боснию и Герцеговину, в 1999 году контингент Российских войск в Косово, в 2000 году подразделение авиации сухопутных войск ВС РФ в Сьерра Леоне и в 2005 году обратно, в 2006 году перевозка личного состава, техники и вооружения армейской авиации в Судан.

   Конец 90-х годов – выполнение правительственных (специальных) задач в Приднестровье, Абхазии, Таджикистане, защита основ федерализма на Северном Кавказе;

   Неоценима роль ВТА в обеспечении и снабжении войск в ходе операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике.

   Участие в миротворческих операциях, перевозка гуманитарной помощи, медикаментов, продовольствия, технического оборудования в страны Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Африки под эгидой ООН. В целом, начиная с 1988 года по 2000 год для перевозки миротворческих сил и их обеспечения ВТА выполнила 50995 самолето-рейсов, перевезла 3068637 тысяч человек, 1223387 тонн различных грузов.

   Экипажам ВТА приходилось участвовать в воздушных парадах, авиационных праздниках и выставках; сопровождать авиационные группы боевых самолетов, участвовавших в международных авиационных салонах в Ле-Бурже, Фарнборо, Абу-Даби, Каула-Лумпуре, Берлине, Канаде и других городах и странах; обеспечивать визиты высших должностных лиц государства, в том числе Президента Российской Федерации.

   Неоценим вклад ВТА в решении задач в интересах экономики страны. В период с 1966 по 1971 гг. экипажами ВТА выполнено 3200 самолеторейсов и перевезено 30 тыс. тонн различных грузов для нефтяных, газовых и алмазных месторождений Севера. В марте-апреле 1996 г. самолетами Ан-124 с ледового аэродрома в Якутии вывезено значительное количество руды цветных и редкоземельных металлов.

   К одной из постоянных задач ВТА относится перевозка промышленных товаров и продовольствия из южных районов страны и зарубежья в удаленные военные гарнизоны и населенные пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. А так же перевозка молодого пополнения во время проведения призывов.

   Мирное небо зачастую становится боевым для экипажей военно-транспортной авиации. В нашей истории были ситуации уникальные и сложные. Личный состав экипажей при этом проявил мужество, преданность летному делу.

   После распада Союза часть сил ВТА, базирующихся на территории Украины, Беларуси, Узбекистана по межправительственному соглашению перешла под их юрисдикцию. На территории бывших союзных республик осталось около 200 самолетов, причем большая часть из них – это Ил-76 новых модификации.

   Некоторые части ВТА были передислоцированы. Резко сократились расходы на оборону. Военно-транспортная авиация лишилась одной трети самолетного парка и наиболее подготовленной для базирования военно-транспортных авиационных полков инфраструктуры. На территории бывших союзных республик остались такие развитые аэродромы, как Паневежис, Тарту, Шяуляй, Кривой Рог, Запорожье, Мелитополь, Арциз, Джанкой, Фергана и другие.

   Кроме того, разрыв надежных экономических связей с заводами авиационной промышленности, находящимися в новых суверенных государствах, кризис в политической и экономической жизни России, ограниченное финансирование Вооруженных Сил негативно отражался на общем потенциале Военно-транспортной авиации.

   Сегодня мы имеем необходимое количество самолетов. Опыт применения ВТА показывает, что России с ее огромной территорией, наличием труднодоступных районов Севера и Дальнего Востока невозможно успешно развиваться без мощной транспортной авиации. А в гражданской авиации самолетов, подобных самолетам ВТА, мало. Поэтому сегодня, важно сохранить то, что было создано в прошлые годы ценой немалых усилий.

   ВТА сегодня живет, работает, решает любые задачи, в том числе и гражданской авиации. Залогом этого являются:

   - мобильность ВТА;

   - мастерство ее экипажей, способность летать в любых климатических и географических условиях;

   - постоянная боевая готовность.

   ВТА превратилась сегодня в универсальный авиационный комплекс, охватывающий сферой своей деятельности огромные пространства в различных широтах и регионах.

   Среди грузов, которые способны перевозить самолеты ВТА и крупная техника, и нежные виноградные гроздья, и строительные конструкции, и станки и гуманитарный груз…

   К одной из постоянных задач ВТА, относится перевозка молодого пополнения к местам прохождения службы.

   21 июня 2000 года информационные агентства страны выдали сообщение, что при выполнении воздушной перевозки молодого пополнения с аэродрома Махачкала на дальневосточный аэродром Возжаевка в районе аэродрома Приволжский потерпел аварию самолет Ил-76 военно-транспортного авиационного полка, пилотируемый заместителем командира эскадрильи, военным летчиком 1-го класса подполковником Зеленко Андреем Жанновичем. Сразу же стало известно, что к счастью, все находившиеся на борту самолета 210 призывников из Дагестана, Ингушетии и Чечни, также 11 человек сопровождающих и 11 членов экипажа живы.

   В тяжелом широкофюзеляжном Ил-76 МД в сотне километров от ближайшего аэродрома стали отказывать системы управления, потом он загорелся. Осознавая ответственность за жизнь пассажиров и экипажа подполковник Зеленко А.Ж. принял решение произвести экстренную посадку на аэродром вылета в аварийном режиме с полными топливными баками.

   По оценке Главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ генерала армии Анатолия Михайловича Корнукова, экипаж проявил исключительное мастерство, мужество и высочайший профессионализм. Было принято единственно правильное решение – произвести экстренную посадку на аэродроме вылета Приволжский с обратным курсом, что позволило выполнить посадку вне густонаселенного областного центра (г. Астрахань) и предотвратить гибель местного населения, пассажиров и членов экипажа.

   Указом Президента РФ от 19 августа 2000 года № 1534 «За совершение геройского подвига – ценой риска собственной жизни предотвращение разрушений гражданских объектов и гибели мирного населения, спасение 232 человек, мужество, высокое профессиональное мастерство и хладнокровие, проявленные в экстремальной ситуации присвоено звание Героя Российской Федерации подполковнику Зеленко А.Ж.. Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества и медалями Нестерова.

   Современная авиационная техника предъявляет высокие требования к личному составу. Военный летчик должен обладать прочными техническими знаниями и навыками, широким кругозором, высокими морально-боевыми качествами, быть предельно дисциплинированным.

   Благодаря усилиям личного состава, несмотря на трудности связанные с недостаточным финансированием, обеспечением запасными частями и агрегатами, в ВТА удается поддерживать безопасность полетов на высоком уровне.

   Сегодня на помощь летчикам и штурманам воздушных кораблей пришли электронная аппаратура, компьютерная техника, новейшее навигационное и пилотажное оборудование.

   С одной стороны – эти обстоятельства призваны облегчить летную работу, но с другой – требуют основательных инженерных знаний для тех, кто держит в руках штурвал или штурманскую карту. И совершенствование этих знаний – один из залогов повышения летного мастерства. Его уровень нуждается в периодической проверке.

   Новые типы авиационной техники позволили существенно усовершенствовать и методы решения традиционных задач, решаемых ВТА, как транспортных, так и в первую очередь тактических.

   В настоящее время с полным основанием можно утверждать, что ВТА - это высокоманевренное средство Верховного Главного Командования, применяемое в интересах всех видов Вооруженных Сил РФ и прежде всего на континентальных театрах военных действий. Кроме того, по решениям правительства страны, ВТА все чаще привлекается для выполнения различных специальных задач. Необходимость сильной, боеспособной ВТА для России даже в мирное время очевидна. ВТА играет важнейшую роль, в качестве оперативно-тактического перевозчика боевой техники, грузов и войск для обеспечения боевой готовности и жизнедеятельности ВС РФ.

И все-таки главное достояние ВТА – это люди: летчики, штурманы, инженерно-технический состав, специалисты тыла и связи. Это единый коллектив специалистов, благодаря которым бесперебойно вращаются турбины и воздушные винты могучих машин, обеспечивается их надежное управление, связь, безопасность полетов, создается целый комплекс качеств, необходимых для выполнения боевых задач. И в эти сложные и трудные дни, только благодаря крепкому сплоченному коллективу, личной профессиональной выучке летчикам ВТА по плечу любые задания…
 
 
   Командование ВТА. Историческая справка.
 
 


Источник: http://www.voiska.ru/forum/lofiversion/index.php/t1121.html
Категория: Статьи | Добавил: vtap339 (01-06-2006) W
Просмотров: 12454 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
Друзья сайта