В разные времена в числе подчиненных полковника А.Е Черниченко ходили молодые лейтенанты, которые сегодня вышли в командующие военно-транспортной авиации, в командиры дивизий и полков. Лет двадцать назад Александр Евсеевич ставил их «на крыло», а сегодня эти люди делают все возможное, чтобы сохранить авиацию России.
25 октября 1998г. их бывшему командиру исполняется 70 лет. В связи с этим мы попросили А.Черниченко рассказать несколько эпизодов из своей жизни.
— Окончив переучивание на реактивный бомбардировщик ИЛ-28, я получил направление в полк в г.Паневежис. Это был первый на западном направлении полк носителей ядерного оружия. Летный состав для него отбирали из трех дивизий, причем людей пропускали через такое анкетное сито, сквозь которое не смогли пройти многие фронтовики. Наши цели находились в основном на территории Западной Германии, и мы упорно, днем и ночью, в любую погоду отрабатывали свои боевые задачи, чтобы в случае необходимости выполнить приказ Родины даже ценой собственной жизни...
После десяти лет службы в полку, где А.Черниченко вырос от летчика до инспектора дивизии, он оказался в псковском полку военно-транспортной авиации. Как раз в те годы начиналось интенсивное освоение нефтегазового комплекса Сибири. Пилоты на своих четырехмоторных АН-12 доставляли туда трубы, оборудование, продукты и сборные алюминиевые домики (полярный вариант). Это была хорошая, интересная работа, но заниматься ею Александру Евсеевичу пришлось недолго. В октябре 1966 года он был назначен командиром полка и направлен в Витебск. А потом в его судьбу вмешалась большая политика.
В июне 1967 года на Ближнем Востоке разразилась так называемая «семидневная война», когда Израиль чуть было, не разгромил нашего стратегического союзника — дружественный Египет. На высшем государственном уровне было принято решение об организации «воздушного моста», по которому в Египет, Сирию, Ирак и Йемен пошли караваны советских транспортников.
— Техники «по-быстрому» закрасили на крыльях и фюзеляжах звезды и тут же нанесли красные флаги «Аэрофлота». Были демонтированы кормовые установки, а экипажи срочно переодеты в штатское... Над Средиземным морем к нам пристраивались американские «Фантомы», новейшие самолеты их военно-морских сил. Они шли, крыло в крыло с нами, причем так близко, что отчетливо были видны улыбающиеся лица пилотов в белых шлемах. Возили мы туда в основном боеприпасы, и хотя очень уставали, но я летал с удовольствием…
А через год грянули так называемые «события в Чехословакии», в которых наши авиаторы тоже принимали самое активное участие.
За месяц до этих событий в Москву были вызваны командиры авиаполков, где нам были поставлены конкретные задачи. 21 августа, после получения приказа, за 45 минут погрузили самоходки в самолеты и доложили об этом в штаб дивизии. Там сначала не поверили, что мы все так быстро сделали.… Взлетели на рассвете, в сильную грозу, и через пару часов приземлились в Брно. Там же, не выключая двигателей, разгрузились и ушли на Будапешт для дозаправки.
Когда на советско-китайской границе в районе острова Доманский вспыхнул скоротечный, но очень ожесточенный конфликт, летчикам витебского 339-го полка транспортной авиации вновь представился шанс отличиться.
— Командир дивизии генерал Зайцев знал наш полк и был уверен в летчиках. Когда другие полки-были не готовы, он спрашивал у командования одно: «Сколько экипажей, куда и когда должны вылетать? ». |
|
|
Поэтому в 1970 году, когда советское правительство решило оказать помощь пострадавшему от землетрясения народу Перу, первыми курс в западное полушарие проложили АНы витебских авиаторов.
— Шли по маршруту Москва — Рига — Кефлавик (американская авиабаза в Исландии) — Галифакс (канадская авиабаза) — Гавана — Богота — Лима. Если брать чистое время нахождения в воздухе, то оно составило 41 час 35 минут. Думали, что в Лиме отдохнём, да куда там! Встречает нас на аэродроме генерал Зайцев и говорит: «Немного отдыха — и взлет на Гавану!» — «Товарищ генерал, шум в кабине ужасный, и через три дня не отойдем». «Ребята, приказ Москвы — отдых только в Гаване!» Там, правда, хорошо отдохнули. Куба — прекрасная страна, а Мексиканский залив — это сказка; такой чистой воды я никогда в жизни не видел...
Там же я встретил своего товарища по службе в Паневежисе. На Кубе он был главным советником ВВС. Вспомнили полк, товарищей, а на прощание он попросил меня в другой раз привезти мешок картошки. Понятно, что когда мы собрались снова в Перу, то я загрузил в самолет три мешка картошки... Так он мне потом рассказывал, что после этого они с женой стали самыми уважаемыми людьми среди советских специалистов...
В обратный путь из Гаваны (чтобы не лететь пустыми) по согласованию с Министерством торговли наши экспедиторы загрузили 10 тонн первоклассного кубинского рома. После посадки на аэродроме Чкаловский к самолету подъехали три ЗИЛа и солдаты быстро перегрузили на них картонные ящики с огненной водой. Летчики только с сожалением переглянулись, но друзья-техники не оставили пилотов в беде, объяснив чудесное появление коробки с бутылками «усушкой и утруской», хотя на всем тысячекилометровом пути не была разбита ни одна емкость...
На крыльях военно-транспортной авиации летал на гастроли Московский цирк, а однажды экипаж Черниченко на свой день рождения пригласила Эдита Пьеха.
Впрочем, в трудной и опасной жизни военного летчика были не только приятные эпизоды.
— При перелете в Лиму над Атлантикой упал в океан гигантский АН-22 «Антей», Я знал этот экипаж, и мы еще сфотографировались с ребятами перед вылетом. Мы уходили на Родину, а они летели в Перу — везли туда целый госпиталь с врачами...
Во время учений «Двина» (когда в считанные минуты с неба на землю было десантировано 22.000 солдат с техникой и вооружением), 339 полк был отмечен приказом министра обороны СССР, а его командир удостоился чести присутствовать на правительственном приеме в Минске.
В 1974 году полк (опять-таки первым в военно-транспортной авиации) стал осваивать новый тип самолета — Ил-76.
— Богатое оборудование, бустерное управление, словом, замечательная машина. И хотя новый Ил проектировал другой конструктор, самолет был по-ильюшински надежным и неприхотливым. Жаль, что не удалось на нем полетать, как следует...
Летчики «уходят» на пенсию рано. Как правило, после 50 лет медкомиссия выносит им приговор, обжалованию не подлежащий. И в то время как его бывшие подчиненные прокладывали в небе новые маршруты, их командир ходил на работу в «Межрайгаз», где трудился на должности инженера по кадрам...
— В общем, в декабре 1993 года я окончательно ушел на домашние харчи. До недавнего времени постоянно ходил на встречи с однополчанами в Журжево, но в последний раз не пошел — нет больше сил смотреть на это разорение...
Да, тогда-то 339-й авиаполк ставили в пример всей военно-транспортной авиации Союза. Сейчас нет ни страны, ни авиации, ни полка. Зарастают травой бетонные плиты военного аэродрома. Но никогда не забудутся эти полеты, голоса друзей и упругий штурвал самолета. Нет, ради этого стоило жить!
В.Костюкевич
Статья из выпуска газеты «ВIЦЕБСКI РАБОЧЫ» 23 октября 1998г. |