Суббота, 29-04-2017, 16:21

Меню сайта
 
САМОЛЕТЫ
 
 
Новожилов
 
 
 
 
НОВОЖИЛОВ 
  Генрих Васильевич
 
    Академик Российской академии наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, председатель Совета директоров Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, генеральный конструктор.
 
   Родился 27 октября 1925 года в Москве. Отец - Соколов Василий Васильевич (1900 - 1987), военный инженер. Мать - Новожилова Ираида Ивановна (1901 - 1979), военнослужащая. Супруга - Новожилова (Лисина) Людмила Ивановна (1933 г.рожд.), филолог. Сын - Новожилов Сергей Генрихович (1967 г.рожд), авиаинженер.
Генрих Васильевич Новожилов принадлежит ко второму поколению отечественных генеральных конструкторов авиационной техники, которое вошло в историю человечества марками своих созданий - семействами всемирно известных "ИЛов", "ТУ", "ЯК", "АН"... 
   Генрих Новожилов вырос в центре Москвы в Машковом переулке, сейчас это улица Чаплыгина, близ Чистых прудов. В огромной коммуналке жил сосед "дядя Шура" Синицын, который работал в гражданской авиации, носил красивую форму, умел мастерить модели и собирал литературу "про самолеты"... Генрих, как и все его сверстники, взращенные на триумфах Чкалова, Громова и Коккинаки, стремился в летчики. Мальчишкой сильно повредил ногу, перенес несколько операций, так что с мечтой о профессии летчика пришлось расстаться. Но только не с авиацией!
   В войну они с мамой оказались в эвакуации в Пензе, там Генрих окончил девять классов, и когда в августе 1942 года вернулись домой, перед юношей встал вопрос: куда идти? На фронт с его "белым билетом" дорога была заказана, во ВГИК на операторский факультет не пошел (а ведь определенные предпосылки существовали: занимался фотографией, даже "выставлялся" в 1939 году на 1-й всесоюзной детской фотовыставке, двое его приятелей во ВГИК и подались). Тяга к авиации оказалась сильнее, и поначалу Новожилов пошел работать на кафедру физики Московского авиационного института, а год спустя стал студентом самолетостроительного факультета...
   Когда предыдущий курс отмечал окончание института, Новожилову поручили организовать банкет по профсоюзной линии. Вечеринку, как и полагалось, проводили в студенческой столовой, меню "банкета" - квашеная капуста, соленые огурцы, селедка и...немного авиационного спирта. По тогдашней традиции на студенческую посиделку пожаловали высокие гости - руководители крупнейших советских конструкторских коллективов А.С.Яковлев и С.В.Ильюшин... Там Новожилов и увидел впервые вблизи знаменитого и "недоступного" С.В. Ильюшина. Генриху Васильевичу бросилась в глаза его удивительная непосредственность: тот лихо отплясывал и хорошо пел...
   На преддипломную практику студента Новожилова направили в ОКБ-240, которым и руководил создатель легендарного "летающего танка" С.В.Ильюшин. Тогда конструкторское бюро располагалось на столичной Красноармейской улице поблизости от стадиона "Динамо". В ОКБ существовало незыблемое правило - студентов немедленно зачисляли в штат. Таким образом еще "незащищенный" Генрих Новожилов 1 июля 1948 года стал инженером-конструктором с окладом 900 рублей. А практика оказалась самой что ни на есть работой в отделе фюзеляжа, руководил которым Валерий Африканович Борог, впоследствии - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии.
   Чтобы хоть чуть-чуть представить первые этапы становления Новожилова-инженера, попробуем "окунуться" в обстановку того далекого 1949 года. Страна восстанавливала разрушенные войной города и заводы, в обстановке исключительной секретности готовила первое испытание ядерного устройства, разворачивала производство баллистических ракет и реактивных самолетов. Поршневая авиация уходила в прошлое: в поверженной Германии реактивные боевые самолеты уже строились пусть небольшими, но сериями.
   14 мая И.В.Сталин на обширном заседании правительства подвел итоги государственных испытаний реактивных фронтовых бомбардировщиков ИЛ-28 и ТУ-14 и подписал постановление Совета Министров № 1890-700 о принятии на вооружение ильюшинской машины. Серийное производство "двадцать восьмых" развернули одновременно на трех заводах - в Москве, Воронеже и Омске, а чуть позднее подключили заводы в Иркутске и Куйбышеве...
   Любопытно, но факт: ИЛ-28 разрабатывали, не имея никакого технического задания, как сейчас говорят, в инициативном порядке. Ильюшинцам трудно было состязаться в "пробиваемости" с А.Н.Туполевым, который одновременно с ними строил хоть и по госзаказу, но оказавшуюся не вполне удачной машину ТУ-14, во многом аналогичную Ил-28. 8 июня 1948 года, в день первого вылета ИЛ-28, Туполев оказался на аэродроме, посмотрел на конкурента и в сердцах обронил фразу: "Откуда взялся этот незаконнорожденный ребенок?.." (А "дитя" удалось на славу: самолет запустили в массовое серийное производство и построили 6.316 машин).
   Год спустя колонна ИЛ-28 в ходе традиционного в ту пору первомайского военного парада прошла над Красной площадью. Вскоре совершил первый полет опытный экземпляр будущего пассажирского ИЛ-14. Затем, не сбавляя темпа, ильюшинцы предложили проект реактивного двухместного штурмовика ИЛ-40, подняли в воздух опытный бомбардировщик ИЛ-46 с прямым крылом... 29 декабря 1952 года Совет Министров СССР принял постановление о создании околозвукового фронтового бомбардировщика ИЛ-54 со стреловидным крылом, которым собирались менять "двадцать восьмые"...
  К сожалению для ильюшинцев, "сорок шестая" проиграла туполевцам - на вооружение приняли бомбардировщик ТУ-16. "Уметь держать удар!" - этот ильюшинский урок Новожилов усвоил крепко. Он, как говорится, с головой окунулся в постройку и летные испытания ИЛ-54.
   "Пребывание в должности ведущего инженера по ИЛ-54, вспоминает Генрих Васильевич, дало мне поистине неоценимый практический опыт в процессе выпуска самолета. Когда "пятьдесят четвертую" собрали, мне довелось год с лишним заниматься ее летными испытаниями, которыми руководил человек, оказавший огромное влияние на мое инженерное становление, - Яков Александрович Кутепов..." (впоследствии - заместитель генерального конструктора, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий).
   Чтобы добраться до летно-испытательной станции на аэродроме "Раменское", инженер Новожилов каждое утро поспешал на столичный Казанский вокзал к одной и той же электричке, садился в последний вагон у окошка и досыпал примерно с час пути до станции "Отдых"...
   Увы, судьба ИЛ-54 в пору повального увлечения властей ракетным оружием не сложилась, да и не только у самолета... ИЛ-54 называют выдающимся в своем классе бомбардировщиком, оставшимся... неизвестным. Своими аэродинамическими формами он походил скорее на нынешние истребители, нежели на тяжелые реактивные машины первого поколения: стреловидное крыло с двумя двигателями А.М.Люльки, подвешенными на пилонах под плоскостями, так называемое "велосипедное шасси"...
   Впервые самолет поднялся в воздух 3 апреля 1955 года, летом его показали в подмосковной Кубинке высокопоставленным американским военным, и вскоре...последовало указание: все работы прекратить! Говорят, будто Н.С.Хрущев высказался примерно так: зачем нам делать то, что американцы уже увидели (?!). ИЛ-54 стал последним бомбардировщиком с литерами "ИЛ" на борту...Мало того, в конце пятидесятых ОКБ Ильюшина вообще собирались закрыть: Хрущев и его команда, зачарованные успехами в космосе, энергично сворачивали авиастроение.
   В 1956 году Новожилова избрали секретарем партийного комитета завода. К тому времени он прошагал все положенные ступени инженерной карьерной лестницы, стал конструктором первой категории, занимался и пассажирским ИЛ-14, и реактивным штурмовиком ИЛ-40, наконец, летными испытаниями ИЛ-54... И вот такой поворот! Ильюшин присоветовал: "Если выберут - соглашайся, такая работа позволит тебе познать людей..."
   У прирожденного "технаря" Новожилова не было никакого желания строить свою жизнь подобным образом, однако в данном случае ломаться не стал и два с половиной года отдал общественной работе. Партийные дела он сдал в сентябре 1958 года и вернулся в чистую инженерию, но уже на более высоком уровне: его назначили заместителем главного конструктора пассажирского ИЛ-18 и поручили организовать эксплуатацию этих машин в "Аэрофлоте". Новожилов высказал Ильюшину свои сомнения относительно такого "перемещения", приводя веские, как ему самому казалось, доводы: ИЛ-18 он не строил, с эксплуатацией не очень знаком... Однако генерального не переубедил.
   В ту пору Новожилову пришлось много летать по стране и за рубежом. Выпадали и тяжкие моменты, когда он участвовал в работе аварийных комиссий - представлял разработчика и докапывался до истинных причин катастроф, дабы исключить их повторение. Генрих Васильевич считает ИЛ-18 особо ценной для себя машиной и говорит, что без той производственной школы не было бы и генерального конструктора Новожилова...
   Шесть лет отдал Новожилов "восемнадцатому" и в 1964 году последовало очередное "повышение" - его назначили первым заместителем генерального конструктора, а задачу сформулировали следующим образом: поставить "на крыло" дальнемагистральный ИЛ-62 и организовать его серийное производство. Результатом работ по ИЛ-62 стало присуждение весной 1970 года группе ильюшинцев, в их числе и Г.В.Новожилову, Ленинской премии. Год спустя, 26 апреля 1971 года, когда государство подвело итоги выполнения восьмого пятилетнего плана, Новожилова в первый раз удостоили звания Героя Социалистического Труда.
   В этому времени, летом 1970 года, академик Ильюшин принял окончательное решение уйти на пенсию - ему пошел уже семьдесят седьмой... 28 июля во второй половине дня в ОКБ приехал министр авиационной промышленности П.В.Дементьев, в кабинет генерального конструктора пригласили всех руководителей коллектива. Сергей Владимирович объявил собравшимся о своем решении, согласованном, конечно, и с Дементьевым, и с ЦК партии, и с Военно-промышленной комиссией Совмина СССР, а также о том, что "штурвал руководства" он передает одному из своих ближайших учеников, своему первому заместителю Генриху Васильевичу Новожилову, специалисту с отменными деловыми и человеческими качествами... Тут же Дементьев зачитал приказ № 378-К об освобождении С.В.Ильюшина от занимаемой должности "...в соответствии с личной просьбой и по состоянию здоровья" и о назначении Г.В.Новожилова генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода "Стрела".
   Сильно хворавший классик авиастроения уже исподволь готовил своего преемника, его никто не гнал, ушел сам, безошибочно найдя в своем же коллективе себе замену. "По правде сказать, признается Новожилов, я никогда не ощущал, что он меня, грубо говоря, натаскивал те шесть лет, что я пробыл у него первым замом. Может быть, я и стал генеральным конструктором потому, что никогда не стремился им стать..."
   Так уж сложилось в жизни, что Генрих Новожилов с 12-летнего возраста рос без отца. Ильюшин во многом восполнил ему этот урон. Порой это касалось чисто человеческих проблем, и всегда - профессиональных. Однажды Новожилов, одетый в яркий свитер, прямо с аэродрома поехал к Ильюшину на доклад. Генеральный конструктор выслушал своего заместителя, одобрил предлагаемые мероприятия, но, уже попрощавшись, вдруг добавил: "Ты эту тряпку не носи! Будь солидным человеком!.." Другой урок примерно того же плана: на всевозможных совещаниях, куда они ездили вдвоем, Сергей Владимирович частенько пинал ногой своего молодого и "заводного" зама: "Не выдергивайся! Выслушай сначала всех..."
   "Нынешнее восприятие Ильюшина, считает Генрих Васильевич, не соответствует его реальному облику, воспринимают его словно ангела с крылышками, который только благославлял нас - молодых. Ничего подобного! Его отличала просто железная требовательность к подчиненным. Пожалуй, лишь приходящие в ОКБ студенты составляли исключение..." "Он настроил свой коллектив делать такие самолеты, которые будут нужны и сегодня, и завтра, и послезавтра", - так по сей день говорят об Ильюшине.
   25 марта 1971 года Новожилов пригласил С.В. Ильюшина на "Ходынку" - Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе, откуда выполняли первые полеты практически все машины этого ОКБ. В тот день готовили к подъему новый военно-транспортный самолет - огромный ИЛ-76. Подъем "крылатого грузовика" поручили командиру экипажа  Герою Советского Союза Эдуарду Ивановичу Кузнецову, сменившему в должности шеф-пилота ОКБ легендарного Владимира Константиновича Коккинаки. Учитель и ученик обошли самолет, все осмотрели, еще раз обменялись мнениями и академик сказал: "Можно!.." Понятно, что решение о первом вылете ИЛ-76 по сути дела в самом центре столицы уже было согласовано и принято, однако Новожилов посчитал святым своим долгом предоставить именно Ильюшину возможность проводить в небо самолет с его именем на крыльях...
   В 1969 году в Опытно-конструкторском бюро началась разработка первого российского широкофюзеляжного пассажирского самолета, названного ИЛ-86. К тому времени отечественные перевозки пассажиров приблизились к 100-миллионному рубежу, спрос на воздушный транспорт был огромен, к тому же за океаном совершил первый полет опытный "Боинг-747". Однажды Новожилов возвращался из Сочи в одном самолете с двумя министрами - авиационной промышленности П.В.Дементьевым и гражданской авиации Б.П.Бугаевым. Разговор, естественно, зашел о создаваемом "курортнике" ИЛ-86, ведь лайнер предназначался для обслуживания больших потоков пассажиров в места массового отдыха. Для таких рейсов его предусмотренная постановлением правительства дальность в 2400 километров представлялась вполне достаточной. Однако Генрих Васильевич сообщил министрам, что в ОКБ в инициативном порядке изучают вопрос об увеличении дальности вдвое. И его, как говорится, поймали на слове: министры пододвинули Новожилову листок бумаги, поставили на нем "5000 километров" и заставили подписаться... По сей день все российские авиаперевозчики, эксплуатирующие ИЛ-86, используют его на линиях подобной протяженности...
  Создание небывалой для российской авиапромышленности машины, 350 пассажирских кресел - дело нешуточное, началось с проработки возможных вариантов. Новожилов припоминает, что рассматривали трансформации пассажирского ИЛ-62 и даже транспортного ИЛ-76. В конце концов, принялись за разработку совершенно нового аэроплана. На исходе 1976 года из ворот опытного завода ОКБ на летное поле Центрального аэродрома выкатили первый опытный ИЛ-86. Командиром корабля утвердили опять-таки Эдуарда Кузнецова (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации), правым летчиком - Георгия Волохова (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР), штурманом - Валерия Щеткина (заслуженный штурман-испытатель СССР), бортинженером - Ивана Якимца.
   "Мы были готовы к подъему такого самолета, вспоминает Эдуард Кузнецов, хотя бы потому, что за плечами уже был опыт, связанный с освоением грузового ИЛ-76. К тому же, в конструкторском бюро функционировал отдел моделирования полетов, там создали весьма достоверный стенд, на котором мы вовсю тренировались. Конечно, подъем огромного лайнера в центре Москвы накладывал на всю работу определенный отпечаток. Естественно, учитывались возможные варианты. Честно сказать, по сторонам смотреть не пришлось. Нужно было выполнить поставленную задачу - взлететь и перегнать новый лайнер на аэродром "Раменское" в подмосковном Жуковском на нашу летно-испытательную и доводочную базу. Первый полет, а это произошло 22 декабря 1976 года, продолжался примерно полчаса. Казалось бы, конец года, пора подводить итоги, обмыть как следует событие... Не тут-то было... На следующий день по указанию Новожилова мы выполнили еще один полет, а потом - до Нового года - еще три... Тут уж было не до пирушек..." В конечном итоге Воронежский авиационный завод построил 103 серийных ИЛ-86. За двадцать лет они перевезли примерно 150 миллионов пассажиров, мало того, стали своего рода базовой моделью для разработки следующих лайнеров.
   Эти машины вобрали в себя целый "букет" оригинальных конструкторских решений. Неслучайно в 1984 году Новожилова избрали действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов. Около полутора сотен изобретений и этих самых "нововведений" защищены патентами... В начале 1980-х Г.В.Новожилова наградили второй золотой медалью Героя Социалистического Труда. К тому времени он уже был депутатом Верховного Совета СССР, потом избирался депутатом еще двух созывов...

Вот несколько кадров из хроники жизни ОКБ "Ильюшин" времен его преемника Г.В. Новожилова.

В феврале 1980 года ИЛ-18Д совершил перелет из Москвы в... Антарктиду по так называемому "центральному маршруту", другими словами, "вниз по меридиану", и совершил посадку на ледовом "аэродроме" у подножия горы Вечерней близ советской станции "Молодежная". Дорога туда и обратно протяженностью почти 16 тысяч километров заняла 26 летных часов... Под Новый год, 26 декабря, начались пассажирские перевозки на широкофюзеляжном ИЛ-86.

В марте 1981 года в Ташкенте (Ташкентское производственное объединение имени В.П.Чкалова - давний и постоянный партнер ильюшинцев) подняли в воздух модифицированный военно-транспортный ИЛ-76МД. Самолет и сегодня строят там серийно. В августе взлетел самолет-лаборатория ИЛ-76К, предназначенная для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости.

1982-й стал годом первого полета очередной модификации ИЛ-76ТД и взлетом экспериментального реактивного штурмовика ИЛ-102... Год спустя отправляют в небо заправщик ИЛ-78 и летающий госпиталь ИЛ-76МД "Скальпель"...

28 сентября 1988 года Станислав Григорьевич Близнюк (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР), сменивший Кузнецова в должности шеф-пилота ОКБ, поднял с Центрального аэродрома в Москве опытный дальнемагистральный ИЛ-96-300, а через полтора месяца, уже в Воронеже, Близнюк взлетел на построенной там второй "девяносто шестой" (Воронежский авиазавод - еще один постоянный партнер "илов").

В марте 1990 года совершил первый полет новый пассажирский самолет для местных воздушных линий - двухмоторный турбовинтовой ИЛ-114...

Пройдет некоторое время, и поднимется ИЛ-96 с американскими двигателями. 17 мая 1994 года Игорь Гудков на подмосковном аэродроме "Раменское" поднял легкокрылую многоцелевую "птичку" ИЛ-103.

1 августа 1995 года Анатолий Николаевич Кнышов (Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель СССР) совершил в Ташкенте первый полет на очередной версии ИЛ-76, уже с литерами "МФ", оснащенной пермскими двигателями ПС-90. Правда, термин "версия" для ИЛ-76МФ не очень-то и подходит. Это совершенно новый летательный аппарат, своим рождением обязанный опять-таки инициативе ОКБ и ташкентского завода.

Последнее десятилетие, когда знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства, стало тяжелым испытанием для генерального конструктора Г.В. Новожилова и его коллег. Однако, несмотря на все трудности, ОКБ "Ильюшин" продолжает поднимать в воздух один за другим новые самолеты, потребные для века ХХI-го. ИЛ-114-100 с зарубежными моторами уже сертифицирован. В содружестве с пермяками ОКБ ставит на ИЛ-76ТД усовершенствованные двигатели ПС-90А. Легкий ИЛ-103 тоже прошел международную сертификацию, как и транспортный "тяжеловоз" ИЛ-96Т...

В давние-давние времена на Руси таких людей, как Генрих Васильевич Новожилов, называли "Розмыслами"... Да, академика Новожилова государство не обделило своим вниманием: он - дважды Герой, награжден девятью орденами, медалями, имеет множество самых почетных званий и титулов. Но, пожалуй, главное его звание - Конструктор, то есть творец нового.
 
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ССЫЛКИ
Статистика