Вторник, 22-08-2017, 23:41, $ONLINE COUNTER$, $ONLINE USERS LIST$
339 втап г. Витебск
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Самолеты
История
Витебск
Фотоальбом №2
Статьи [14]
Воспоминания [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Воспоминания

Первый экзамен сдан „на отлично“. Учения – сентябрь 1959 г.

          В Журжево планировались ремонтные работы на ВПП. Так нам объяснили перебазирование полка на летний период в Сещу. Это, безусловно, способствовало решению стоявших задача, т.к. интенсивное освоение новой техники в лагерных условиях шло более эффективно. 

          В берёзовой роще на краю аэродрома раскинулся большой палаточный городок.  Здесь же был обустроен  «зал»  под открытым небом  с рядами длинных скамеек для совещаний и просмотра кинофильмов. Вторник, четверг и суббота – лётные дни;  понедельник, среда и пятница – дни матчасти.   Все были воодушевлены и настроены на большую работу.  Тон и личный пример всему задавал командир дивизии Н.Ф.Зайцев.  Командир полка Герой Советского Союза Г.И.Богомазов, его заместители П.С.Щетина, Б.Я.Яковлев, С.Н.  Троицкий, начальник штаба Востоков, замполит Х.А.Епхиев, штурман полка Суворов (весной он сменил Н.Ф.Абрамова, ушедшего в запас и успевшего переучить и допустить к полётам весь штурманский состав), командиры эскадрилий В.М.Зюзиков, Беркутов, И.К.Горбунов (незадолго до этого сменивший ушедшего в запас Трубицына), начальник ТЭЧ  Чернотицкий (сменивший Кичигина, уехавшего на должность старшего инженера полка в Тулу,)  - все они помнятся мне как умелые руководители полка и подразделений. Заместитель командира полка Н.Г.Тарасов, освоив АН-12 лично и дав путёвку на нём многим командирам, к лету 1959 года стал командиром сещенского полка.

         Хочу вспомнить также сохранившиеся в памяти имена инженеров полка по специальностям Николая Васильевича Мацкевича (радио и РТО), Ю.Шейкина (РСО и РНО), (А.Костенича (ЭСО), Астахова (по вооружению;  он когда-то служил штурманом в 339 втап, потом закончил ВВИА им. Жуковского и вернулся в полк инженером*), Мещерина (самолёт и двигатели), старшего врача полка Каретникова, командира батальона обслуживания Идзсковского и др.

          И вот пришло время  «показать»  АН-12  в деле, вывести его на  «смотрины». Нам объявили, что в начале сентября на Украине состоятся крупные учения Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов, в которых примет участие наш полк. Готовились очень тщательно.  В течение нескольких дней полк Ил-12 и полк Ли-2 доставляли в Сещу десантников.  В назначенный день наш полк и 10 экипажей сещенского полка забрали всех десантников, весь технический состав полка и одним махом приземлились в Прилуках.  Кроме того, захватили с собой несколько грузовых машин для собственных нужд. В Прилуках тогда базировались Ту-16, местные авиаторы впервые увидели АН-12 и с удивлением наблюдали, как из них выехали грузовики и повезли нас на обед.  И это не считая 2,5 тысячи десантников. Разместились мы   в приготовленном для нас палаточном городке.

        Начались учения. Сначала полк (плюс 10 экипажей Н.Г.Тарасова) должен был  перебросить посадочным способом части и подразделения мотострелковой дивизии из Коломыи в Белую Церковь. После обеда мы перелетели из Прилук в Коломыю и там заночевали, наслаждаясь воздухом и красотами Закарпатья. Вечером были погружены пушки. Рано утром, в предрассветной дымке заняли в грузовом отсеке места орудийные расчёты и другой личный состав сухопутчиков.  Перелёт в Белую Церковь осуществлялся на высоте 800 м.  с интервалом  посадки  40 сек., двигатели не выключались, выгружались расчёты и техника, и, после посадки последней машины,  первая  (Н.Ф.Зайцев) выруливала на старт.  Мы возвращались в Коломыю за второй очередью.  В Коломые выключали двигатели, обедали, загружались подобно первому разу  и также вновь в Белую Церковь. (Я везде говорю  «мы»,  т.к. технический состав повсюду сопровождал экипажи. При перелётах все были обеспечены парашютами*).  В Белой Церкви за действиями полка наблюдал Министр Обороны Р.Я.Малиновский и другие высокие военачальники. Действия полка были оценены очень высоко.

          И всё-таки спустя 50 лет об одном маленьком курьёзе, думаю, можно рассказать. Во время первого перелёта из Коломыи  в Белую Церковь заместитель командира 3-ей АЭ  майор Б.Н.Карликов не выдерживал интервал и  «наступал»  на  пятки шедшему впереди И.К.Горбунову.  Желая хоть немножко увеличить дистанцию, он продолжал маневрировать даже на посадочном курсе.  В результате посадка была недопустимо грубой, и это заметил Министр Обороны и все присутствующие.  Уже после приземления стрелок доложил Карликову, что трос антенны радиостанции РСБ-70, натянутый между верхней точкой киля и носовой частью фюзеляжа, оборвался и обмотался вокруг киля.  Карликов тут же доложил на КДП, что у него заклинен руль поворота, и получил команду зарулить на стоянку и выключить двигатели. К самолёту срочно подъехал Н.С.Скрипко, которому Карликов доложил, что оборвалась антенна и  заклинила руль поворота.  Наверное, так и было доложено Министру.  Между тем, уже позднее при детальном анализе все специалисты  тихо сошлись на мнении, что обрыв антенны – следствие, а не причина грубой посадки.  Как бы то ни было, но в газете «Красная звезда» через несколько дней появилась большая статья о том, как Карликов в сложной воздушной обстановке с заклиненным рулём поворота посадил машину, на борту которой находились боевые расчёты с техникой.  А ещё через некоторое время в Сещу прибыл первый зам. командующего ВТА  Г.С.Счётчиков и вручил  Б.Н.Карликову золотые часы от Министра Обороны.

           Вторая задача, которую выполнил полк на учениях, это выброска десанта на площадке Дымер, недалеко от Белой Церкви. Н.Ф.Зайцев, Г.И.Богомазов и Н.Г.Тарасов, насколько мне помнится, выбросили по сто человек  в два потока, а остальные - в один поток по 60 человек. Зрелище было впечатляющее.  Пролетая над площадкой десантирования и бросив взгляд вниз, не верилось, что  все они смогли разместиться  всего лишь в 42 машинах АН-12.

            Заработав отличную оценку, мы вернулись в Сещу, где находились до середины ноября.  В Витебск полк прилетел строем, это был уже слётанный полк, сдавший экзамен на зрелость. 

*-примечания автора.

Подполковник в отставке Р. Матусевич
Категория: Воспоминания | Добавил: vtap339 (14-04-2009) | Автор: Р. Матусевич
Просмотров: 842 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
Друзья сайта