Суббота, 20-04-2024, 04:39, $ONLINE COUNTER$, $ONLINE USERS LIST$
339 втап г. Витебск
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Самолеты
История
Витебск
Фотоальбом №2
Статьи [14]
Воспоминания [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Воспоминания

Командир полка.
      

За время существования полка у него сменилось 12 командиров. Больше всех, целых 12 лет – с 1966 по 1978 год, полком командовал полковник Александр Черниченко. Ему же было суждено войти в историю советской авиации и как командиру первого полка в ВВС, освоившего особый, этапный в Военно-транспортной авиации самолет Ил-76.

Александр Евсеевич Черниченко родился на Украине в селе Немиренцы Ружинского района Житомирской области в многодетной крестьянской семье. В 1940 году его родители с группой односельчан оказались в Сибири. Обосновались в селе Борисовка Карасукского района Новосибирской области. Нелегко было Евсею Нестеровичу и Евдокии Павловне с четырьмя детьми начать жизнь на новом месте и пережить трудные годы войны. Саша, как мог, помогал родителям, работал в колхозе, учился в школе.


   
    

В 1947 году, после окончания 9 классов, вместе с другими деревенскими ребятами решил поступить в мореходное училище. Однако по прибытии во Владивосток выяснилось, что прием в училище уже закончен. Денег на обратную дорогу хватило только до Омска. Но, как говорят, нет худа без добра. В это время шел прием курсантов в Омское летное училище. Саше удалось поступить. Так он стал военным летчиком.

В 1950 году, после окончания училища, лейтенант Черниченко был направлен для дальнейшего прохождения службы в 746-й бомбардировочный авиационный полк Дальней авиации, который базировался в Черняховске Калининградской области. В этом полку он прослужил 10 лет, стал военным летчиком 1-го класса.

В 1960 году, после успешного переучивания на реактивный бомбардировщик Ил-28, он был направлен в 128-й авиационный бомбардировочный полк 6-й гвардейской бад, который базировался в Паневежисе (Литва). Это был особый, первый на западном направлении полк носителей ядерного оружия. Летный состав в него отбирался из трех дивизий. Отбор был строгий, не все смогли его пройти.       

За время службы в этой элитной части Александр Евсеевич вырос до старшего летчика-инструктора 6-й гвардейской бад, а в 1964 году был назначен командиром эскадрильи 334-го втап в Псков. В короткий срок он переучился на турбовинтовой военно-транспортный самолет Ан-12 и изучил специфику работы военно-транспортной авиации. В октябре 1966 года с должности заместителя командира полка подполковник Черниченко был назначен командиром 339-го втап в Витебск. Невысокого роста, стройный, подтянутый, Александр Евсеевич был скромным человеком, никогда не стремился показать себя лучше, умнее других, не подчеркивал своего превосходства.

Он не боялся высказывать свое мнение, даже если оно отличалось от общепринятого, не заискивал перед начальством. В отношениях с подчиненными был внимателен, строг, но справедлив. Служил образцом в ношении военной и летной формы одежды, являлся примером для личного состава в выполнении своего служебного долга. Принципиальный и волевой командир умело организовывал боевую подготовку, что позволяло ему проводить полеты без аварий и катастроф по вине летного состава.

Полк под его руководством участвовал во всех крупных учениях, проводившихся в Вооруженных Силах СССР, в совместных учениях с армиями стран Варшавского договора. Экипажи выполняли правительственные задания по перевозке боевой техники и других военных грузов в Йемен, Анголу, Эфиопию, Сирию, Ирак. Дважды, в 1967 и в 1973 годах полк осуществлял такие перевозки в ходе египетско-израильских войн. По воздушному мосту в Египет и Сирию экипажи полка круглосуточно доставляли оружие и боеприпасы. Полеты выполнялись в сложных условиях при активном противодействии истребителей противника с посадкой на аэродромы, подвергшиеся обстрелам и бомбежкам. В 1966 – 1967 годах экипажи выполняли перевозку по воздуху газопроводных труб большого диаметра: каждая была длиной 12 метров и весила 4,2 тонны. В самолет загружалось по три таких трубы, которые доставлялись для строительства трассы газопровода в Тюменской области. Летчики сэкономили государству десятки миллионов рублей.

За два месяца работы были решены задачи, которые планировалось завершить за три года. В августе 1968 года полк Черниченко осуществил посадочное десантирование личного состава и боевой техники 103-й вдд на аэродром Брно во время Чехословацких событий. В июле 1978 года для оказания помощи народу Перу, пострадавшему от сильного землетрясения, ВТА перевозила медикаменты и медицинское оборудование. В район бедствия летали и экипажи 339-го полка во главе с полковником Черниченко и старшим штурманом подполковником Н.П. Сурновым. В 1973 году полк первым в ВТА приступил к перевооружению на самолет Ил-76.

Майор В. Геращенков , бортовой техник по АДО в экипаже полковника Черниченко :

  
  
– Командир был первоклассным летчиком. В сложных ситуациях в полете действовал грамотно и  решительно. В 1967 году экипаж выполнял перевозку боеприпасов в Северный Йемен. Один из этапов маршрута пролегал над Средиземным морем. Полет проходил на высоте 8600 метров в простых метеоусловиях. Обстановка была спокойная. И вдруг в наушниках прозвучал доклад старшего воздушного стрелка Ф. Бондарева: «Командир, с задней полусферы заходит истребитель». Чуть позже доклад правого летчика О. Петренко: «Наблюдаю «Фантом» справа, опознавательные знаки военно-морских сил США. На подвесках ракеты». Это был первый случай провокационного облета военно-транспортного самолета американским истребителем, поэтому опыта действий в таких ситуациях мы не имели. Все думали: что делать? «Штурман, – прозвучал уверенный голос командира, – определить место самолета. Радист, доложить по дальней связи на командный пункт ВТА, – в 13 часов 15 минут московского времени при полете над нейтральными водами Средиземного моря к самолету пристроился истребитель ВМС США «Фантом», бортовой номер 0407. Экипаж, усилить осмотрительность, продолжаем выполнение задания». Через несколько минут полета, выполнив переворот через правое крыло, американец ушел со снижением вниз.

В 1969 году на советско-китайской границе возник военный конфликт. Летчики 339-го полка, осуществив перелет через весь Союз, перевезли в район острова Даманский подразделения Сухопутных войск. Дальность перелета составила 8000 километров. В одном из таких полетов после взлета из Хабаровска самолет попал в мощное встречное струйное воздушное течение, скорость которого достигала 300 км/ч, и буквально завис в воздухе. Командир своевременно принял грамотное решение и произвел незапланированную посадку в Иркутске.

Полковник в отставке Н. Сурнов, старший штурман полка:

  
  

– Вместе со своими подчиненными командир полка выполнял самые ответственные задания. При этом он не требовал для себя никаких поблажек и привилегий. Совместно с экипажем стойко переносил все тяготы и лишения воинской службы. В конце 1967 года наш экипаж выполнял задачу по перевозке авиационных бомб в Северный Йемен – государство в южной части Аравийского полуострова. 30 декабря, загрузив в самолет восемь тонн бомб на аэродроме Кшива (Польша), мы перелетели в Текель (Венгрия). Дозаправили самолет топливом и в ночь на 31 декабря продолжили полет по заданному маршруту. Новый год застал нас в воздухе в 25 минутах лета до Каира. На аэродроме нас никто не встретил. Новогоднюю ночь провели в самолете. Утром в диспетчерской службе оформили план дальнейшего полета и взлетели на Асуан – очередной аэродром для дозаправки. К вечеру произвели посадку на аэродроме Ходейда – конечном пункте маршрута. 2 января получили новую задачу – доставить на аэродром Сана боеприпасы. В этом районе шли боевые действия, поэтому перелет выполняли в сопровождении истребителя. В период разгрузки он барражировал в зоне над аэродромом, защищая нас от возможных обстрелов со стороны мятежников. К счастью, тогда все обошлось благополучно.

В 1970 году в составе группы самолетов 3-й гвардейской втад наш экипаж выполнил два рейса в Лиму, перевозя гуманитарный груз народу Перу, пострадавшему от сильного землетрясения. Полет проходил по маршруту: Витебск – Москва – Рига – Кефлавик (Исландия) – Гандер (Канада) – Гавана – Богота – Лима.
Майор С. Куницын, правый летчик в экипаже полковника Черниченко :

  
  
– В 1973 году полк приступил к перевооружению на самолет Ил-76. Непростые задачи пришлось решать командиру в этот период. Часть опытного летного состава, заканчивавшего службу, необходимо было уволить в запас. Некоторые из них, прослужив по 25 лет, нуждались в улучшении жилищных условий. На их место прибывали офицеры из других частей, которых нужно было где-то разместить. В кратчайший срок создавалась новая учебная база, требовали реконструкции стоянки самолетов. Осенью началась арабо-израильская война. В это время 1-я эскадрилья находилась на переучивании в Ташкенте и Рыбинске. Задачу по перевозке боевой техники в район боевых действий пришлось выполнять силами двух эскадрилий на самолетах Ан-12. Экипажи работали с максимальным напряжением. Появились первые потери. В Сирии в результате ракетно-бомбового удара был выведен из строя самолет Ан-12, двое членов экипажа получили ранение. Было непросто. Однако благодаря усилиям личного состава, высоким организаторским качествам командира все эти задачи были успешно решены. 14 июля 1974 года экипаж подполковника В. Недоборова совершил первый полет на самолете Ил-76 и перелетел на нем из Ташкента в Витебск. Уже весной 1975 года 10 экипажей на самолетах Ил-76 во главе с командиром полка впервые участвовали в учениях «Весна-75».

В декабре 1978 года, прослужив в Вооруженных Силах СССР 31 год, полковник Черниченко уволился в запас. За это время он освоил самолеты Як-18, По-2, УТБ-2, Ту-4, Ил-28, Ан-12, Ил-76, налетав при этом 6000 часов. За особые заслуги в освоении авиационной техники и многолетнюю безаварийную летную работу в августе 1978 года ему было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР». За время службы он был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды и 10 медалями.

 

                                                                



Полковник запаса О. СИВУХИН, военный летчик 1-го класса.

                                           
 

Категория: Воспоминания | Добавил: vtap339 (24-03-2009) | Автор: Полковник запаса О. СИВУХИН.
Просмотров: 4715 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта