Суббота, 25-11-2017, 12:31, $ONLINE COUNTER$, $ONLINE USERS LIST$
339 втап г. Витебск
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Самолеты
История
Витебск
Фотоальбом №2
Статьи [14]
Воспоминания [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи

ИСПОЛИНЫ БЕЛОРУССКОГО НЕБА.
Шестьдесят два года назад, в мае 1946 года, в Полоцке, на базе 3-й  гвардейской  Смоленской орденов Суворова и  Кутузова бомбардировочной авиадивизии была сформирована 3-я гвардейская  авиационно-транспортная дивизия  в  составе  339-го ордена Суворова транспортного  авиаполка  (г. Слуцк), 24-го гвардейского Юхновского ордена Кутузова транспортного авиаполка (г. Полоцк – Боровуха) и 369-го Ясского Краснознаменного транспортного авиаполка (г. Витебск). Так на белорусской земле появились первые части военно-транспортной авиации.
Однако  зарождалась военно-транспортная авиация в Белоруссии еще в 30-ее годы  прошлого века. После  окончания формирования 1  июня 1931 года в Ленинградском военном  округе опытного воздушно-десантного отряда и выполнения первых экспериментальных выбросок парашютистов с самолетов АНТ-9, ТБ-1 и Р-5, в сентябре 1934 года в Белорусском военном округе впервые прошло учение с  десантированием войск. По плану учения 7 сентября с пяти самолетов ТБ-3 в районе переправы  через  реку Свислочь был выброшен 31 десантник. 9 сентября в районе Тростенца под Минском с ТБ-3 было десантировано еще 589  бойцов 7-го батальона особого назначения. В ходе этого учения исследовали  возможности бомбардировщика ТБ-3 по выброске  десантников. Наиболее оптимальной была признана загрузка самолета двадцатью спецназовцами, которые покидали его за16-20 секунд.
Опыт, полученный в ходе этого и других учений, оказался востребован во время операции по освобождению Западной Белоруссии. Экипажи 3-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка (тбап), выполняя  задачу по транспортировке боеприпасов, горючего для авиационных и мотомеханизированных частей 24 по 29 сентября 1939 года совершили 59 самолето-вылетов. Практическое применение авиации для перевозки грузов, десантирования войск, эвакуации раненых во время советско-финляндской войны (декабрь 1939 – март 1940 гг.) и других военных конфликтов вплотную подвело советское военное руководство к выводу о необходимости создания военно-транспортной авиации как вида ВВС. Однако до Великой Отечественной войны она так и не была организационно оформлена.
С самого начала войны авиация стала совершать вылеты на транспортировку грузов и десантирование. Уже 29 июня 1941 года 14-й тбап произвел выброску десанта в районе Слуцка. Это была первая с начала войны десантная операция. В начале июля 1941 года под Могилевом из-за отсутствия топлива остановилась танковая колонна фашистов. Для  ее уничтожения 13 июля в этот район с четырех ТБ-3 было десантировано 64 бойца. А 23 июля для  обеспечения  их боевых действий на аэродром Могилева было выброшено 260 мешков с боеприпасами и другим  грузом.
Одной из важных и сложных задач, которые выполняла авиация, были воздушные перевозки различных грузов в партизанские отряды Белоруссии и эвакуация раненых на Большую землю. Выполнялись они, главным образом, одиночными самолетами или небольшими группами ночью без сопровождения истребителей прикрытия. Основная масса перевозок осуществлялась на легких самолетах типа Р-5 и По-2.
  
Летчики 339-го полка перед вылетом на боевое задание на самолетах
Ли-2. Аэродром Макеевка. 1943г.

  Первые вылеты к партизанам были выполнены уж же осенью 1941 года, но до конца года они были лишь эпизодическими. Регулярные рейсы стали совершаться лишь с  середины 1942 года. Уступив настойчивым требованиям  командира 101-го транспортного авиационного полка Валентины Гризодубовой, командование Авиации дальнего действия (АДД) решило совершить пробный рейс на самолете Ли-2 с посадкой в партизанском отряде Гришина (65 км восточнее Витебска). Опыт оказался удачным. Ли-2 АДД и  ГВФ приступили к  интенсивным перевозкам. Задания в интересах партизанского движения стали выполнять и  другие авиационные части. Фашисты не могли смириться с тем, что на захваченной ими территории успешно функционируют партизанские аэродромы, и приступили к карательным операциям. Для того чтобы партизаны могли вести успешные бои с карателями, 7 марта 1943 года была проведена первая планерная операция в интересах партизан Белоруссии. 16 самолетов 2-го авиационного планерного полка ВДВ за восемь суток ночью отбуксировали в район Бегомля 25 планеров, на которых было доставлено 60 тонн груза, включая 1000 винтовок, 20 тонн  взрывчатки, 10 радиостанций, 5 типографий, 150 десантников-подрывников.

Важной областью применения авиации во время войны стала переброска резервов и материальных средств при подготовке и проведении оборонительных и наступательных операций. Во время освобождения Белоруссии летом 1944 года 220 самолетов 1-й  ва за два месяца совершили 28 000 самолето-вылетов и перевезли 36 000 человек и 9 500 тонн различных грузов. В ходе наступления советских войск тылы отстали на 250 – 300 км, поэтому горючее и боеприпасы передовым соединениям доставлялись о воздуху.

К исходу Второй мировой войны был накоплен значительный опыт организации военно-транспортных перевозок и воздушно-десантных операций. На практике была доказана необходимость существования в военной авиации специализированной воздушно-транспортной группировки как самостоятельной авиационной структуры под единым командованием. В соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 7.03.1946 г. авиаполки на самолетах Ли-2 были включены в состав Десантно-транспортной авиации (ДТА) воздушно-десантных войск, которая в 1949 го оду была преобразована в Транспортно-десантную  авиацию  (ТДА). В  соответствии этой директивой в мае 1946 года 3-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия была расформирована, и на базе ее управления в Полоцке (п. Боровуха) начала формироваться 3-я гвардейская Смоленская орденов Суворова и Кутузова авиационно-транспортная дивизия. В состав дивизии вошли 339-й (г. Слуцк), 24-й гвардейский (г. Полоцк) и 369-й (г. Витебск) транспортные полки. В мае 1956 года части дивизии влились в  состав Военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС. Успешно переучившись на самолет Ту-4Д, 6 декабря 1956 года 339-й втап перебазировался из Слуцка в Витебск.
 
   
    Первым посадил Ту-4Д на грунтовую ВПП, оборудованную в районе будущего аэродрома Витебск-Северный, 06 декабря 1956 года, заместитель командира полка подполковник Н. Тарасов. 24-й гвардейский транспортный авиаполк, которым командовал полковник М. Гамарис, был расформирован. Часть летного состава перевели для дальнейшего прохождения службы в 339-й полк и другие части  ВТА. 369-й  полк перебазировали в г. Джанкой (Украина).
     В конце 1958 года на вооружение поступил самолет Ан-12. Первым в ВТА на него переучился личный состав нашего 339-го втап, которым в то время командовал Герой Советского Союза полковник Г. Богомазов. Боевые возможности  самолета Ан-12 по сравнению с Ли-2 возросли примерно в 10 раз. На этих самолетах белорусские экипажи с  высокой оценкой выполняли задачи на всех  крупных  учениях в  1960 – 1970-е годы: «Днепр», «Двина», «Братство по оружию», «Одер  – Нейсе».
    В  1960-е  годы шло  интенсивное  освоение нефтяных месторождений на Севере страны, в котором участвовали многие специалисты из Белоруссии. Геологи и нефтяники, как правило, работали в таких местах, куда добраться и доставить технику и трубы, можно было только  самолетами. Эти задачи в  тяжелых  климатических условиях выполняли  экипажи  339-го полка. Работа в суровых краях походила на боевую: тяжелые транспортные Ан-12 приходилось сажать на необорудованные снежные и ледовые аэродромы, площадки ограниченных размеров.
 
Подполковник Тарасов Н.
 
 
  
Личному составу полка доверялись сложные и ответственные задания правительства страны и министра обороны не только на территории СССР, но и во многих странах мира. Среди наиболее значимых – воздушные перевозки войск, боевой техники и боеприпасов в Венгрию (1956г.); Вьетнам (1964г.); Йемен (1966г.); Египет, Сирию, Ирак (1967, 1973гг.); Чехословакию (1968г.); на советско-китайскую границу в район острова Даманский (1969г.).  Полеты выполнялись  в сложнейших условиях, без обеспечения наземными средствами навигации и посадки, над морем и пустыней, на предельную дальность.
В конце 1974 года на вооружение частей ВТА начал поступать принципиально новый военно-транспортный самолет Ил-76,способный перевозить средние танки, пусковые установки ракет, самолеты фронтовой авиации, другую технику и  вооружение на дальность 4200 км с крейсерской скоростью 750–800 км/ч.
 
Командир 339-го втап полковник П. Щетина среди местных жителей в аэропорту Могадишо (Сомали).
   И его первым в ВТА начал осваивать наш белорусский 339-й втап, которым командовал полковник А.Черниченко. Первым поднял в небо Ил-76 командир 1-й эскадрильи подполковник В. Недоборов, а первый полет за границу на этом самолете выполнил 28 февраля 1978 года экипаж заместителя командира полка подполковника Н. Шевцова, перевозя в  Женеву  специальное  оборудование на мировой  симпозиум ученых-ядерщиков. Ранее, 23 января 1976 года этот же экипаж десантировал боевую машину десанта (БМД-1) на парашютно-реактивной системе  «Реактавр». Внутри БМД-1 находился экипаж в составе подполковника Л. Щербакова и майора А. Маргелова  – сына командующего ВДВ Героя Советского Союза генерала армии В. Маргелова.
12 лет, с декабря 1979 по 1991 год, личный состав полка выполнял интернациональный долг в  Афганистане  (два  года полеты выполнялись после вывода советских войск). Высокие  морально-боевые и  профессиональные  качества позволили  белорусским экипажам пройти афганскую войну без боевых потерь.
 
  
Экипаж заместителя командира 339 втап подполковника Н.Шевцова (второй слева), 28.02.1978г. выполнил первый полет за границу.
В разные годы личный состав 339-го полка оказывал помощь народам, пострадавшим от стихийных бедствий. В апреле 1966 года наши авиаторы одними из первых доставили в пострадавший от землетрясения  Ташкент  медикаменты, продовольствие, спасательные бригады, палатки. В 1970 году участвовали в ликвидации последствий землетрясения в Перу. В декабре 1989-года  – в Армении.

В 1986 году экипажи 339-го полка участвовали  в  ликвидации последствий  аварии на Чернобыльской АЭС.

После распада СССР в 1992 году командование и штаб 3-й гвардейской втад были перебазированы в Кречевицы под Новгород, затем в Смоленск, а в 2001 году дивизию  расформировали. 339-й  втап вошел в состав ВВС Беларуси. Командиром полка был назначен полковник А. Серов. В 1996 году полк был расформирован. На базе части летного состава и самолетов полка была создана авиационная компания  «Трансавиаэкспорт». Четыре экипажа с самолетами Ил-76МД были переведены для дальнейшего прохождения службы в 50-ю смешанную авиационную базу. Последний самолет Ил-76 покинул аэродром Витебск - Северный 30 июля 1996 ода.
В настоящее время основные транспортно-десантные и специальные задачи Вооруженных Сил Беларуси успешно выполняет личный состав 50-й ордена Красной Звезды смешанной авиационной базы, которой командует бывший заместитель командира 339-го втап полковник В. Кирилюк.
                                                                                                                                   Полковник запаса
                                                                                                                                         Олег Сивухин


Источник: http://mod.mil.by/armia/pdf/2008n2/9_2_2008-4.pdf
Категория: Статьи | Добавил: vtap339 (02-12-2008)
Просмотров: 3094 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
Друзья сайта